Задания
для дистанционного обучения
по
предметам «Английский язык, «Русский язык»
преподаватель:
О. В. Порохня
Группы
405, 403, 201, 206
пятница,
19.11.21 г.
-Группа
405, английский язык
Учебник «Английский язык, 10 кл.» В. Эванс
Тема:
Защита окружающей среды. Переработка мусора.
1.Знакомство
с новыми словами.
4а,
WL – 11 (1-10)
2.Защита
окружающей среды.
Работа
с таблицей.
Упражнение
1, с. 64
What should we do to protect the environment?
2.Чтение текста
«Переработка мусора» и выполнение заданий к нему.
-Упражнение 2, с. 64
Choose the correct word (A, b, C or D) to fill in the gaps (1-8).
-Упражнение 3, с. 64
Complete the sentences with words in bold from the text.
-Группа 403, английский язык
Учебник «Английский язык,
10 кл.» В. Эванс
Тема: Повторение по теме
«Школьная жизнь и работа». Защита окружающей среды.
1.Контроль
изученного по теме «Школьная жизнь и работа»
-
Упражнение 1, с. 62
Fill
in…
-Упражнение
2, с. 62
Fill in…
-Упражнение 3, с. 62
Fill in will, won’t or the correct form of be going
to.
-Упражнение 4, с. 62
Fill in: at, up, on, out.
Fill in: for, with, in or from.
2.Знакомство
с новыми словами.
4а,
WL – 11 (1-10)
2.Защита
окружающей среды.
Работа
с таблицей.
Упражнение 1, с. 64
What should we do to protect the environment?
-Группа 201, русский язык
Тема:
Подготовка к ГИА.
Внимание!
Информация о сдаче
ГИА по русскому языку
для обучающихся
выпускной группы
201
Уважаемые обучающиеся!
Скоро у вас будет проходить Государственная итоговая аттестация по
русскому языку, которая будет проводиться в форме письменной
работы (сочинение-рассуждение по предложенному тексту).
С целью подготовки к ГИА я предлагаю вам примерный алгоритм работы над
сочинением и для ознакомления пояснительную записку и критерии оценивания
сочинения:
Государственная итоговая аттестация по русскому языку является обязательной
и проводится письменно в форме сочинения-рассуждения по предложенному
тексту.
Выпускник должен продемонстрировать умение анализировать содержание и
проблематику предложенного текста; комментировать проблему предложенного
текста; определять позицию автора текста; выражать и аргументировать
собственное мнение, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на
знания, жизненные наблюдения и общественный опыт (необходимо привести не менее
двух аргументов); последовательно и логично излагать мысли; использовать в речи
разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; оформлять
высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными,
грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.
Экзаменационное сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается
списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа
другого учащегося, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном
виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на
источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен
превышать собственный текст учащегося.
Объем сочинения – не менее 250 слов.
Продолжительность
написания экзаменационного сочинения составляет 3
часа.
Оценивание
сочинения-рассуждения по предложенному тексту
Оценивание
сочинения-рассуждения по предложенному тексту
осуществляется по 3-м критериям:
1. Соответствие
работы структуре сочинения по предложенному тексту.
2. Содержание
и речь.
3. Грамотность.
Например:
оценка за соответствие
структуре сочинения по предложенному тексту – 4;
оценка содержание и речь
– 5;
оценка за грамотность –
4.
По трем оценкам
выводится средний балл. в данном примере средний балл - 4.
Как писать
сочинение по исходному тексту.
Структурные (композиционные)
части сочинения - рассуждения.
Содержание (план) |
Языковые средства (клише) |
Вступление
Цель вступления – подвести к формулировке
проблемы. |
|
Основная часть.
Анализ исходного текста. |
|
Определение проблем, которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для
анализа тексте (фрагменте, отрывке). Формулировка основной проблемы исходного текста. Первый способ формулирования проблемы текста –
ПРОБЛЕМА (ЧЕГО?) существительное в Р.п. Второй способ формулирования проблемы – ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Формулировка в виде вопроса поможет выразить мысль более точно и глубоко. |
В данном тексте автор поднимает проблему (чего?) … Текст заставляет
каждого из нас задуматься над проблемой влияния человека на природу. Автор обращает
внимание читателей на проблему ответственности человека перед самим собой. Возможно ли
гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой
проблеме посвящает свой текст… Автор текста
размышляет над судьбой русского языка и предлагает читателям задуматься над
следующей проблемой: обогащается или портится русский язык благодаря
заимствованиям? Что может помочь не
только выжить в нечеловеческих условиях, но и не утратить человеческого
достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере сложной судьбы… |
Позиция автора текста к сформулированной
проблеме исходного текста: как, на каком материале автор раскрывает проблему? на чем заостряет внимание? какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? какие эмоции автора выражены в тексте? какие примеры он приводит, размышляя над поставленным
вопросом? как автору удалось привлечь к ней внимание? Следует помнить, что комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. |
Автор раскрывает проблему на примере… Автор обращает наше внимание на… Автор особо подчеркивает, что… Автор доказывает (убеждает, приглашает к размышлению…) Автор осуждает (одобряет, иронизирует, восхищается,
удивляется)… Автор не случайно использует слово (слова)… Автор упоминает (кого? что?) с целью… Автор подчеркивает, замечает, указывает на… Автор размышляет (над чем)… Автор высказывает интересное предположение… Автор анализирует, характеризует, описывает, разбирает… |
Комментарий позиции автора текста по прокомментированной проблеме. Позиция автора – это вывод, к которому приходит
автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы. Что хотел сказать читателям автор? Какова была цель его
высказывания? Как сам автор относится к поставленной проблеме?
Чему учит текст? Если проблема текста – это вопрос, то позиция
автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно
знать, как автор на него отвечает. |
Позиция автора такова: … Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о
том, что … По мнению автора, … Всей логикой повествования автор убедительно
доказывает, что… Автор убеждает нас в том, что… В тексте доказывается мысль о том, что… Авторскую позицию нельзя не увидеть в утверждении… Точка зрения автора не только оригинальна, но и
глубоко продумана, выстрадана. Автор…хочет донести до
каждого читателя свои самые сокровенные (важные)
мысли. Позиция автора ясна и сформулирована в
тексте… Позиция автора (повествователя) в тексте не
сформулирована, но весь строй рассказа (статьи) подводит нас к мысли… |
Собственное мнение(позиция учащегося) по проблеме, поставленной автором текста (согласен или не согласен с
автором). В большинстве текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли
целесообразно оспаривать. Помните, что экзамен – это не место для
неожиданных и смелых экспериментов. Пытаясь любой ценой оспорить очевидное, выставите себя в невыгодное
положение. Другое дело, когда точка зрения автора вызывает у вас резкое
возражение и вы уверены, что сможете подобрать веские аргументы в поддержку
своей позиции. |
Автор, безусловно, прав, утверждая … Нельзя не признать правоту автора … Я полностью согласен с мнением автора… Я разделяю точку зрения автора… С позицией автора нельзя не согласиться. Во-первых, он
приводит убедительные примеры, во-вторых… Не могу во всем согласиться с автором. Позиция автора
близка мне, но… В основном соглашаясь с точкой зрения автора, хочется
возразить ему лишь в одном… Разделяя точку зрения автора, хочется добавить… Я считаю, что автор не прав, потому что… Я считаю необходимым возразить автору… Я думаю, следует не согласиться с автором… Мне кажется, автор не вполне прав… |
Аргументация собственного мнения по проблеме Мнение экзаменуемого должно быть не только формально заявлено (Я
согласен/ не согласен с автором), но и подкреплено двумя аргументами. Цель этой части работы – убедить адресата в чем-либо или изменить его
мнение. Рассуждение строится
по схеме: тезис (положение, которое надо доказать), аргументация (доказательства, доводы), вывод (общий итог) От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы
отвечают: «Потому что…». |
Основные типы аргументов: Факты, события; Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и
произведений; пословицы и поговорки; примеры из личной жизни и жизни окружающих; примеры из художественной литературы. -Для доказательства своей позиции я хочу привести
следующие аргументы из художественной литературы.
Во-первых,… Во-вторых, … В-третьих, … В подтверждение своей точки зрения я могу привести
следующие доказательства… |
Заключение Общий вывод о значении текста, оценка прочитанного. Заключительная часть сочинения может быть: резюмирование (повторение в обобщенной форме основной идеи
текста, позиции автора); риторический вопрос; призыв, обращение к читателю; использование цитаты; открытый финал. |
Проблема, которую поднимает автор, бесспорно, актуальна
для современного читателя. Данный текст заставляет задуматься (об
ответственности людей за вечную гармонию жизни, о взаимоотношениях людей…). Данная проблема актуальна и в современное нам
время. В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще
раз обратить внимание на)… Обобщая сказанное, можно сделать вывод… |
Памятка выпускнику.
Что
такое проблема?
Первая часть
(соответственно, 1-ый абзац) сочинения – формулировка одной из проблем,
поставленных автором текста (желательно, самой главной).
Проблема
— это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения,
исследования, например: проблема сохранения окружающей среды,
проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.
Выделяют различные категории
(виды) проблем.
Философские
проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы,
общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и
жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью
государственной власти, партий или общественных групп. Экологические
проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные
(этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами,
которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.
Определяя проблему, вы
должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других
людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация,
факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример
проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому
формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный
в тексте, но и многие подобные ситуации.
Определяя проблему, важно
понять, что можно с ней «сделать». Её можно обозначить следующим образом:
1) С помощью
речевых клише: Автор NN
коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.
Можно: над какой-либо
проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет
интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть,
изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему
Очень выигрышно проблему
обозначить с помощью риторического вопроса, например,
Что такое настоящая
дружба? Каких друзей можно назвать настоящими?
Над этими вопросами
размышляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т. п.) или
Четь… Человеческое
достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту
для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать,
спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они
равнодушными и NN,
который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в ...
Неправильно выделенная
проблема ставит под удар содержание всего сочинения!
При выявлении проблемы
можно использовать следующий прием:
1. Сформулируйте основную
мысль автора в виде законченного предложения.
2. Подумайте,
на какой вопрос отвечает это предложение.
3. Запишите этот вопрос,
который и является формулировкой проблемы.
Например, автор текста
убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать
события современности. Значит, соответствующая проблема может быть
сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание
истории? или Почему человеку необходимо знать историю?
2. Что
значит «прокомментировать» проблему?
Попробуй ответить на
вопросы:
· Насколько
актуально то, о чём пишет автор?
· Кому
и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
· По
возможности коснись истории вопроса.
· Постарайся
передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение,
поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать
отдельные цитаты, но не увлекайся ими.
Следует отметить, что в
этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:
1) от частных фактов к
формулировке проблемы. Например: «Начиная разговор на эту тему, автор
буквально «наступает на больную мозоль». Действительно, кто из нас с подобным
не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут
же начинаешь мысленно отвечать: «И это случалось», «И это видели, а это,
простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у
нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья?
А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь
пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу.
А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени...»
2) от формулировки
проблемы к комментарию. Например: «Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт
А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут
оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом,
например, в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том
времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те
основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем
тексте».
Можно также
воспользоваться речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все
времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской,
глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой)
автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю NN,
использует примеры из классической литературы, приводит высказывания
такого-то и пр.)
Можно выделить два типа
комментария.
1. Текстуальный комментарий
представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
Конкретизировать
содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
• Как, на каком материале
автор раскрывает проблему?
• На чем заостряет
внимание? Почему?
• Какие имена (факты,
события) упоминает автор? Для чего?
• Какие эмоции автора выражены
в тексте?
• Как выражено отношение
автора к изображаемому? В чем это проявляется?
• Какие средства
выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
2. При
концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы
текста, ее актуальность, столкновение различных мнений поданному вопросу и т.п.
Найди ответы на следующие вопросы:
• К какому типу
принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная
и т.п.)
• Актуальна ли эта
проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?
• Как часто мы
сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей
определенного возраста, рода занятий и т.п.?
• Почему эта проблема
привлекла внимание автора?
• Какой аспект (какую
сторону) этой проблемы рассматривает автор?
• К каким выводам автор
подводит читателя?
Следует помнить, что в
любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.
Поскольку комментарий
обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы
он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический
переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что...
Часто повествование в тексте ведётся от первого лица. В этом случае следует
обратить особое внимание на разграничение понятий «автор» и «рассказчик».
Автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в
композиции словесного произведения даже самый близкий образу автора образ
рассказчика все же останется образом рассказчика. Ни в коем случае не
отождествляйте образ рассказчика с образом автора! В частности, «я» в
повествовании - всегда «я» рассказчика, но не автора.
Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошибке
В
комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что учащийся легко
ориентируется в тексте и подтверждает свои выводы словами автора. Однако
подменять комментарий пересказом или сплошным цитированием нельзя.
3.
Как выявить позицию автора?
Позиция автора -
это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это
ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора,
постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям
автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию,
поступки героев?»
Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка
описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что
позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый
смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.
Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика.
Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли,
противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет
такого героя и его отношение к жизни.
Сформулировать позицию
автора помогут типовые конструкции:
• Позиция автора
такова:...
• Автор считает, что...
• Автор стремится донести
до читателя мысль о том, что...
• Автор убеждает
нас в том, что...
• В тексте доказывается
мысль о том, что...,
• Основная мысль
текста заключается в том, что...
• Хотя позиция автора не
выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...
Позиция автора
публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее
определить авторскую точку зрения художественного текста. И тут на помощь
придёт хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, так как именно
через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к
заявленной им проблеме.
Можно
написать:
«Невозможно не
согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)»
Если ты не согласен с
авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например,
так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения. (или к
мыслям NN о
…), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я
попытаюсь опровергнуть его мнение)»
Комментируя
авторскую позиции, можно воспользоваться и такими оборотами:
Автор
- посвящает свою статью;
- полемически заостряет
проблему;
- эмоционально
воздействует на читателя;
- делает читателя своим
союзником;
- образно воссоздаёт
картину происходящего (изображаемого);
- раскрывает сущность
поставленных проблем;
- точно формулирует
мысль;
- заставляет читателя
задуматься над проблемой;
- показывает
злободневность рассматриваемой им проблемы;
- пытается найти причины
негативных (позитивных) явлений;
- убеждает читателя в
правоте своей позиции;
- пытается найти в
читателе единомышленника;
- ставит ряд нравственных
вопросов, требующих немедленного разрешения;
- пишет интересно и ново
о старых проблемах;
- говорит с тревогой о
наболевших проблемах;
- открыто заявляет о
своей гражданской позиции по отношению к …
4. Как
аргументировать свою позицию?
Аргументация - это
приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо
мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы - это
доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения,
объяснения - словом, все, что может подтвердить тезис.
Тезисом в сочинении ЕГЭ
является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы ученика
должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.
Существуют различные виды
аргументов (логические, психологические, иллюстративные).
Логические аргументы -
это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:
• научные аксиомы;
• положения законов и
официальных документов;
• законы природы, выводы,
подтвержденные экспериментально;
• заключения экспертов;
• цитаты из авторитетных
источников;
• показания очевидцев;
• статистические данные;
• примеры из жизни или
художественной литературы.
Психологические аргументы
- это доводы, которые вызывают у адресата определенные
чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку,
предмету, явлению. К ним относятся:
• эмоциональная
убежденность пишущего;
• ссылки на авторитетные
источники (цитаты, афоризмы, пословицы);
• примеры, вызывающие
эмоциональный отклик адресата;
• указание на
положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;
• апелляция к
общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и
т.д.).
Иллюстративные
аргументы. Важным элементом аргументации являются иллюстрации,
т.е. примеры, поддерживающие аргумент.
Тезис Аргумент 1 Иллюстрации к аргументу 1 Аргумент 2 Иллюстрации к аргументу 2 Вывод |
Речь человека - это показатель его
интеллектуального и нравственного развития. Правоту автора подтверждает опыт
художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь
персонажа как важнейший способ выявления его характера. Вспомним хотя бы Порфирия Головлева - героя
романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка (таково его
прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет
«ласковыми», уменьшительными словами (капустка, лампадка, маслице,
маменька). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка
человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности. Действительно, порой речь «скажет» о человеке
больше, чем лицо, одежда и многое другое. Например, среди моих близких друзей нет таких,
чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое
слово несет в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от
близкого человека что-либо, оскорбляющее слух? Таким образом, ничто не охарактеризует
человека лучше, чем его речь. |
При опровергающей
аргументации возможны два варианта:
1) вы подбираете два
аргумента, опровергающие истинность позиции автора, а в заключении
формулируете контртезис (мысль, противоположную авторской);
2) формулируя собственную
позицию по проблеме, пишущий выдвигает контртезис и доказывает его истинность
двумя аргументами.
В этой части работы вы
должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения
Цель аргументации —
убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется
логически стройная система доказательств.
Типичное (полное)
рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
• тезис (положение,
которое надо доказать);
• аргументация
(доказательства, доводы);
• вывод (общий итог).
Однако следует помнить,
что от вас требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его
мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
Тезис — это главная мысль
автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.
Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры,
утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к
аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому
что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого
тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис
совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять
доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Типичная ошибка всех
пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора,
то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена
условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного времени.
Аргументы «за» должны быть:
• правдивыми, опираться
на авторитетные источники;
• доступными, простыми,
понятными;
• отражающими объективную
реальность, соответствующими здравому смыслу.
Критерий 4 гласит:
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной
автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора),
аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят
из художественной, публицистической или научной литературы)
Попробуем
разобраться, что можно считать жизненным опытом, а что – читательским?
Обращение к читательскому
опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему
нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение,
чтобы избежать фактических ошибок.
Например: Что
значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек –
это тот, кто стремится к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим
людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической
литературе. Вспомним героев романа «Война и мир» Льва Николаевича
Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они стремились
стать лучше, добрее, чище…
Когда вы будете
обращаться к русской классической литературе, запомните такое
правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим,
о
М. И. Цветаевой, нельзя
назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так,
как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня,
Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и
точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.
При работе с той частью
сочинения, в которой вы будете приводить аргументацию своего мнения,
можно воспользоваться такой схемой:
Я думаю, что
проблема, затронутая автором, является очень (значимой, актуальной,
злободневной, острой и т. д.), поскольку многим приходится в жизни сталкиваться
с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми)
Используйте в сочинении
вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой
взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает
сомнении;, возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственное видение
проблемы и др.
Можно воспользоваться и
такими выражениями:
NN открыл для меня
новый взгляд на проблему…, помог мне по0новому взглянуть на….
Словно повторил мои мысли
о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.
Приводя аргументы из
жизни окружающих, ты можешь написать:
Помню, как-то мама (отец
бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…
Мне кажется, этот случай
убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи,
что данный пример является её доказательством).
Если приводишь в качестве
аргумента собственные выводы и наблюдения, можешь воспользоваться такими
фразами:
Конечно, мой жизненный
опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни:
ИЛИ: Несмотря на мой
довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой
друг, одноклассник, знакомый) …
Традиционно-исторический
опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося
человека, что сделает твою аргументацию довольно сильной.
Ссылки на
авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей
стороне» — сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого,
специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к
народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы
обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у
отдельных лиц.
«Третья
сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени
лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский
писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. Например: Выдающийся
борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский
ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...;
Любой историк скажет вам, что...; Большинство врачей считают, что...; Как
установлено японскими учеными... и т. п.
Закончив ту часть
сочинения, в которой ты приводил собственную аргументацию, выражая согласие или
несогласие с позицией автора, НЕ ЗАБУДЬ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, НАПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ К
СОЧИНЕНИЮ.
Возможны различные
варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в
соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:
1. Вступление.
2. Формулирование
проблемы.
3. Комментарий.
4. Авторская позиция.
5. Ваше мнение
(согласие/несогласие с позицией автора).
6. Первый аргумент.
7. Второй аргумент.
8. Вывод.
Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую.
Для этого необходимо определить ход развертывания мысли, продумать логические
переходы между частями. Каждую часть следует начинать с новой строки.
Отсутствие связок между абзацами - типичный недочет сочинений, за который
снимают баллы по критерию К5. Кроме того, к типичным ошибкам относятся
отступления от темы, несоразмерность частей, нарушение последовательности
изложения мыслей, отсутствие связи между предложениями.
Работаем над вступлением
Важно помнить, что
основная цель вступления - подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать
различными способами.
1. Проблемный вопрос.
Может ли компьютер
заменить книгу? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
2. Общие сведения об
обсуждаемой проблеме.
Развитие человеческой
цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное
сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух,
пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в
будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности.
Текст В.Пескова также посвящен проблеме экологии...
3. Ссылка на авторитетное
мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.
Психологи утверждают, что
зависимость от телевидения - это настоящая болезнь многих членов современного
общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без
телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит
телевизор в наш дом - благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин.
4. Обращение к читателю с
целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуации, связанные с
проблемой текста.
Приходилось ли вам молча
проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословящих в общественных
местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе
или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было
вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спокойное бездействие.
Проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает автор.
5. Создание определенного
эмоционального настроя.
Впечатления детства,
наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни.
Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и
мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками.
Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой
проблемой размышляет автор.
6. Описание чувств,
мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.
Прочитав текст
Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями
за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха... Сколько
светлых детских воспоминаний хранит память! Почему детство особо значимо для
человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема
привлекла внимание автора.
7. Цитата из исходного
текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.
«Можно ли представить
современный мир, лишенный печатного знака?» - пишет
Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения
книги в жизни человека и общества.
Прочитав текст Дмитрия
Сергеевича Лихачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори,
чтоб я тебя увидел», ~ поскольку в центре внимания автора проблема речи как
отражения личности человека.
8. Обращение к фактам
биографии автора, его взглядам, убеждениям.
Академик Дмитрий
Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях
и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная
культура - это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается
проблема, выдвинутая именно Д. С. Лихачевым, ~ проблема экологии культуры.
В любом случае вступление
не должно быть очень объемным, должно быть органично связано с содержанием
основной части по смыслу и стилистически.
Работаем над заключением
Как и вступление,
заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные
способы оформления заключения.
1. Обобщение основных
мыслей автора - самая типичная и логичная концовка сочинения.
Таким образом, А.Лиханов
поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в
душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие
жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто
забывают об этом.
2. Вопросительное
предложение, в том числе риторический вопрос, в конце
сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее
актуальность.
Художественная литература
дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо
из нас отказываться от этого бесценного дара?
3. Призыв, обращение к
читателю.
Итак, перед тем как
включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о
том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в
добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков,
красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или
просто зрителем?
4. Использование цитаты.
Следует помнить, что
далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть
высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование
небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова
текста, или цитаты из
другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.
В заключение я хочу снова
обратиться к мысли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной,
мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и
чего мне ждать от тебя!
Несколько полезных
советов.
1. Проверьте, правильно
ли вы записали фамилию автора. К сожалению, в сочинениях нередко искажаются
фамилии даже известных писателей и публицистов.
2. Будьте осторожны при
определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей»,
поскольку вы можете допустить фактическую ошибку. Лучше использовать
слова текст, фрагмент, отрывок.
3. При формулировании
проблемы и авторской позиции старайтесь избегать сложных авторских метафор.
Лучше высказать соответствующие мысли своими словами.
4. Не обязательно
указывать стиль речи, к которому относится текст. Обычно предложения
типа Текст относится к публицистическому стилю, что
называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с последующими мыслями
сочинения. Гораздо реже встречаются оправданные упоминания о стиле речи, когда
стилевая форма текста связывается с его содержанием: Автор не случайно
обращается к публицистическому стилю, поскольку его волнует такая социальная
проблема, как...
5. Если вы
используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в
вашем тексте это слово будет смотреться как грамматическая ошибка.
6. Соблюдайте этические
нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю,
как можно вестись на подобную ерунду, и т.п.), воздержитесь от
оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся
редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высокомерны, не
хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается
экспертом.
7. Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым почерком и только черной гелевой пастой. Эксперты
проверяют сканированные копии работ. Текст, написанный шариковой ручкой, при
сканировании теряется.
Чтобы определить проблему, поднятую в тексте, прежде
всего, нужно понять, о чем этот текст, какова его тема.
Тема – это «то, о чем повествуется, что описывается, –
предмет речи». И начинать работу над сочинением нужно,
разумеется, с чтения текста и определения его темы.
Проблема – это сложный
практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например:
проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи
языка и мышления и т.п.
Такие вопросы могут затрагивать разные стороны
бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир
человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды)
проблем.
В некоторых случаях автор сам четко формулирует
проблемный вопрос. Например:
Что делать, когда очень одиноко?
Чувство одиночества типично для молодых (природа
подталкивает нас к созданию гнезда, семьи). Другое дело, что одиночество чаще
проистекает из-за девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те,
девушка – и та не та. Чем раньше вы признаете уникальную драгоценность всего,
что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение.
Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.
Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии
напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности.
Тоска, меланхолия приходят в гости только во время произвольной или
непроизвольной, но бездеятельности.
(В.К. Харченко)
Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована
проблема: что делать, когда очень одиноко? Далее автор
излагает свое видение проблемы и предлагает варианты ее решения.
Однако тексты, предлагаемые на экзамене, призваны
проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – сознательным
чтением. Поэтому они, скорее всего, не будут слишком простыми с точки зрения
замысла автора и его реализации. Необходимо самостоятельно выявить проблематику
текста, а это предполагает умение обобщать информацию.
Алгоритм работы с текстом:
Прочитав
текст, спросите себя: «На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте?»
Ответы
подчеркните.
Одно
из важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений произнесите с вопросительной
интонацией (формулировка проблемы).
Перечитайте
текст. Заставил ли он задуматься о..? Если заставил, то проблема найдена.
Определяя
проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста
касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте
конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация,
частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой
автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только
случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
-Группа 206, русский язык
Учебник
«Русский язык, 10 – 11 кл.» А. И.
Власенков
Тема:
Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами.
Некоторые недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений.
I.Причастный оборот близок по значению к определительному придаточному
предложению.
Например:
Счастлив
путешественник, попавший в нетронутые края(С.-М.). — Счастлив
путешественник, который попал в нетронутые края
Таким образом,
придаточное определительное предложение и причастный оборот являются
синонимическими, параллельными конструкциями.
Разница между ними
состоит в следующем:
а) причастный оборот,
как и причастие, свойствен книжным стилям, а придаточное определительное —
стилистически нейтрально;
б) причастный оборот
обладает большей сжатостью и краткостью (см. приведенный выше пример);
в) причастный оборот
может стоять и до, и после определяемого существительного. Например, вполне
возможно: На заросшем молодым ельникомберегу лежит
поваленная береза (С.-М.) и На берегу, заросшем
молодым ельником,лежит поваленная береза.
Причастный оборот
нередко помогает избежать нежелательного повторения слова который или
двусмысленности, двузначности придаточного предложения.
Например:
Лесная сторожка, в
которуюмы часто заходим, находится недалеко от шоссе, котороеведет
в город. — Лесная сторожка, в которуюмы часто заходим, находится
недалеко от шоссе, ведущегов город;
Дом отдыха стоял на
берегу залива, которыйбыл покрыт мелкой галькой. — Дом отдыха
стоял на покрытом мелкой галькойберегу залива
Следует учитывать, что
придаточное предложение именно как предложение, имеющее свою грамматическую
основу, может передавать более разнообразные значения сравнительно с причастным
оборотом; поэтому не всегда придаточное определительное предложение можно
заменить причастным оборотом. Так, нельзя произвести замену причастным оборотом
придаточного определительного, сказуемое которого выражено формой будущего
времени глагола или формой сослагательного (условного) наклонения.
Например:
Мы хотим пойти на
публичную лекцию, которая состоитсяв Доме культуры (замена невозможна,
так как в русском языке нет причастия будущего времени «состоящийся»);
Необходимы опытные
специалисты, которые бы изучилиэту проблему (замена невозможна,
так как причастие не образует форм сослагательного наклонения «изучившие бы»)
Не могут быть заменены
причастным оборотом придаточные предложения, если в них слово который стоит
в любом падеже, кроме именительного падежа и винительного без предлога.
Например:
Пешеходный
туннель, который соединяетпротивоположные части улицы. — Туннель, соединяющий...;
Войти в туннель, который
соединяет... .— Войти в туннель, соединяющий... . Но
невозможно перестроить: Туннель, по которому шли пешеходы; Туннель, в
который вошли пешеходы.
Примечание:
Сказанное о причастных
оборотах относится и к распространенным обособленным определениям, выраженным
прилагательными с зависимыми словами. Такие распространенные определения могут
выступать как синонимические конструкции к соответствующим придаточным
определительным предложениям.
Например:
На небе замерли легкие
облака, розовые от заката.— На небе замерли легкие
облака, которые были розовыми от заката
II. Деепричастный
оборот синонимичен некоторым придаточным предложениям: времени, причины,
условия, уступки, сравнительным (образа действия).
Например:
Услышав выстрел, Касьян быстро закрыл
глаза рукой (Т.). — Когда Касьян услышал выстрел, он быстро
закрыл глаза рукой (или: Как только Касьян услышал
выстрел, он быстро закрыл глаза рукой; Едва Касьян
услышал выстрел,он ...);
Я несколько раз просыпался
ночью, боясь проспать утро(Л. Т.). — Я несколько раз просыпался
ночью, потому что (так как, оттого что)боялся проспать утро
Как и причастный
оборот, деепричастный оборот свойствен книжным стилям. По сравнению с параллельными
придаточными предложениями он отличается большей краткостью и выразительностью.
Однако придаточные предложения, благодаря наличию различных союзов, более
четко передают оттенки значений, характеризующие каждый тип таких предложений.
Помимоприведенных выше примеров, ср. еще: Взявшись за дело, доведи
его до конца. — Если (раз, когда, коли, ежели) взялся за
дело, доведи его до конца.
Замена придаточного
предложения деепричастным оборотом возможна тогда, когда главное и придаточное
относятся по смыслу к одному подлежащему.
Например:
Когда мы
обсудили положение, торешили продолжать путь без проводников. — Обсудив положение, мы
решилипродолжать путь без проводников.
Однако невозможна
замена в таком, например, предложении: Когда мы вышлина
берег, солнце былоуже низко над горизонтом (Арс.) (в
главном и придаточном предложениях подлежащие разные)
Невозможна,
естественно, замена придаточного предложения деепричастным оборотом и тогда,
когда от данного глагола деепричастие не образуется.
Например:
Когда он пишетдоклад,
то очень тщательно выверяет все факты (замена невозможна, так как в современном
языке деепричастие пиша не употребляется)
3.Ошибки в
построении сложноподчиненных предложений.
При употреблении
сложноподчиненных предложений весьма распространенными являются следующие
ошибки:
1. Придаточное
определительное предложение со словом который бывает оторвано
от определяемого существительного, что затрудняет верное восприятие смысла.
Например:
Ряд отрицательных
явлений общественной жизни можно встретить еще и в наши дни, против которых
были направлены сатирические произведения поэта. Это предложение можно
исправить так: Еще и в наши дни можно встретить ряд отрицательных явлений
в общественной жизни, против которых были направлены сатирические произведения
поэта.
2. Неправильно
совмещаются конструкции простого и сложного предложений.
Например:
Пьеса разоблачает «темное
царство»и как Дикие и Кабанихи жестоко
относятся к зависимым от них людям(неправомерно соединены дополнение и
придаточное предложение). Предложение можно исправить, например, так: Пьеса
разоблачает«темное царство», показывает,как жестоко Дикие и
Кабанихи относятся к зависимым от них людям
3. Неправильно
объединяются на правах однородных конструкций причастный оборот и придаточное
определительное предложение
Например:
На столе у него лежала
книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не
читал.
Предложение можно было
бы исправить так: На столе у него лежала открытаяна одной и
той же странице книга, которуюон никогда не читал.
4. В предложениях с
последовательным подчинением неоправданно повторяются одинаковые союзы.
Например:
Некоторые критики
полагали, чтоавтор так молод, чтоедва ли сможет
убедительно решить поставленную проблему.
Предложение можно
исправить, например, так: Некоторые критики полагали, будтоавтор
так молод, чтоедва ли сможет убедительно решить поставленную
проблему.
5. Неправомерно
повторяются близкие по значению подчинительные союзы.
Например:
Он считал, что
будтомы его неправильно поняли.
В этом предложении следовало
употребить один из союзов: Он считал, чтомы
его неправильно поняли (выражается утверждение) или Он
считал, будтомы его неправильно поняли (выражается
предположение)
6. В конструкции
сложноподчиненных предложений, представляющих собой косвенную речь, включаются
элементы прямой речи.
Например:
Корчагин твердо
заявляет, чток буденовцам яобязательно перейду
В косвенной речи
личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глагола) передаются
от лица автора, рассказчика, а не того человека, чья речь передается.
Например:
Корчагин твердо
заявляет, что он к буденовцам обязательно перейдет
Контрольные вопросы
для закрепления материала
1) Перечислите
основные типы речевых ошибок.
2) Расскажите о
речевых ошибках, связанных с неправильным произношением и употреблением
отдельных слов и словоформ.
3) Расскажите о
речевых ошибках, связанных с неправильным подбором слов.
4) Расскажите о
речевых ошибках, связанных с нарушением грамматического согласования и
управления.
5) Расскажите о
речевых ошибках, связанных с неправильным порядком слов в предложении.
4.Выполнение
тренировочных упражнений.
Работа с учебником.
Упражнение 288, с. 211
Замените придаточные
предложения причастными или деепричастными оборотами (где это возможно).
Подчеркните их как члены предложения. Если замена невозможна, устно объясните
почему.
Комментариев нет:
Отправить комментарий