пятница, 19 ноября 2021 г.

 

Задания для дистанционного обучения

по предметам «Английский язык, «Русский язык»

преподаватель: О. В. Порохня

Группы 405, 403, 201, 206

пятница, 19.11.21 г.

-Группа 405, английский язык

Учебник «Английский язык, 10 кл.» В. Эванс

Тема: Защита окружающей среды. Переработка мусора.

1.Знакомство с новыми словами.

4а, WL – 11 (1-10)

2.Защита окружающей среды.

Работа с таблицей.

Упражнение 1, с. 64

What should we do to protect the environment?

2.Чтение текста «Переработка мусора» и выполнение заданий к нему.

-Упражнение 2, с. 64

Choose the correct word (A, b, C or D) to fill in the gaps (1-8).

-Упражнение 3, с. 64

Complete the sentences with words in bold from the text.

-Группа 403, английский язык

Учебник «Английский язык, 10 кл.» В. Эванс

Тема: Повторение по теме «Школьная жизнь и работа». Защита окружающей среды.

1.Контроль изученного по теме «Школьная жизнь и работа»

- Упражнение 1, с. 62

Fill in

-Упражнение 2, с. 62

Fill in…

-Упражнение 3, с. 62

Fill in will, won’t or the correct form of be going to.

-Упражнение 4, с. 62

Fill in: at, up, on, out.

Fill in: for, with, in or from.

2.Знакомство с новыми словами.

4а, WL – 11 (1-10)

2.Защита окружающей среды.

Работа с таблицей.

Упражнение 1, с. 64

What should we do to protect the environment?

-Группа 201, русский язык

Тема: Подготовка к ГИА.

Внимание!

Информация о сдаче ГИА по русскому языку

для обучающихся

выпускной группы 201

Уважаемые обучающиеся!

Скоро  у вас будет проходить Государственная итоговая аттестация по русскому языку, которая будет проводиться в форме письменной работы (сочинение-рассуждение по предложенному тексту).

С целью подготовки к ГИА я предлагаю вам примерный алгоритм работы над сочинением и для ознакомления пояснительную записку и критерии оценивания сочинения:

Государственная итоговая аттестация по русскому языку является обязательной и проводится письменно в форме сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

Выпускник должен продемонстрировать умение анализировать содержание и проблематику предложенного текста; комментировать проблему предложенного текста; определять позицию автора текста; выражать и аргументировать собственное мнение, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания, жизненные наблюдения и общественный опыт (необходимо привести не менее двух аргументов); последовательно и логично излагать мысли; использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; оформлять высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.

Экзаменационное сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого учащегося, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст учащегося.

Объем сочинения – не менее 250 слов.

Продолжительность написания экзаменационного сочинения составляет 3

часа.

 Оценивание сочинения-рассуждения по предложенному тексту

 

Оценивание     сочинения-рассуждения  по  предложенному тексту осуществляется по 3-м критериям:                                                     

1.  Соответствие работы структуре сочинения по предложенному тексту.

2.  Содержание и речь.

3.  Грамотность.

Например:

оценка за соответствие структуре сочинения по предложенному тексту – 4;

оценка содержание и речь – 5;

оценка за грамотность – 4.

По трем оценкам выводится средний балл. в данном примере средний балл - 4.

Как писать сочинение по исходному тексту.

Структурные  (композиционные)  части  сочинения - рассуждения.   

 

Содержание  (план)

Языковые  средства  (клише)

Вступление    Цель вступления – подвести к формулировке проблемы.

Основная  часть.  Анализ  исходного  текста.

Определение  проблем,

которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа  тексте (фрагменте, отрывке).

 

Формулировка основной проблемы исходного текста.

 

  Первый способ формулирования проблемы текста – ПРОБЛЕМА  (ЧЕГО?) существительное в Р.п.

  Второй способ формулирования проблемы – ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

 

Формулировка в виде вопроса поможет выразить мысль более точно и глубоко.

В данном тексте  автор поднимает проблему (чего?) …

  Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой влияния человека на природу.

  Автор обращает внимание читателей на проблему ответственности человека перед самим собой.

  Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой проблеме посвящает свой текст…

  Автор текста размышляет над судьбой русского языка и предлагает читателям задуматься над следующей проблемой: обогащается  или портится русский язык благодаря заимствованиям?

  Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях, но и не утратить человеческого  достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере сложной судьбы…

Позиция автора текста

       к  сформулированной  проблеме  исходного текста:

  как, на каком материале автор раскрывает проблему?

  на чем заостряет внимание?

  какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

  какие эмоции автора выражены в тексте?

  какие примеры он приводит, размышляя над поставленным вопросом?

  как автору удалось привлечь к ней внимание?

Следует помнить, что комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

  Автор раскрывает проблему на примере…

  Автор обращает наше внимание на…

  Автор особо подчеркивает, что…

  Автор доказывает (убеждает, приглашает к

  размышлению…)

  Автор осуждает (одобряет, иронизирует, восхищается, удивляется)…

  Автор не случайно использует слово (слова)…

  Автор упоминает (кого? что?)  с целью…

  Автор подчеркивает, замечает, указывает на…

  Автор размышляет (над чем)…

  Автор высказывает интересное предположение…

  Автор анализирует, характеризует, описывает, разбирает…

Комментарий позиции  автора

текста  по прокомментированной  проблеме.

 Позиция  автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.

Что хотел сказать читателям автор? Какова была цель его высказывания?  Как сам автор относится к поставленной проблеме?  Чему учит текст?

 

 Если проблема текста – это вопрос, то позиция  автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает.

  Позиция автора такова: …

  Автор считает, что…

  Автор стремится донести до читателя мысль о   том, что …

  По мнению автора, …

  Всей логикой повествования автор убедительно  доказывает, что…

  Автор убеждает нас в том, что…

  В тексте доказывается мысль о том, что…

  Авторскую позицию нельзя не увидеть в  утверждении…

  Точка зрения автора не только оригинальна, но  и глубоко продумана, выстрадана.    Автор…хочет донести до каждого читателя  свои самые  сокровенные (важные) мысли.      Позиция автора ясна и сформулирована в тексте…

  Позиция автора (повествователя) в тексте не  сформулирована, но весь строй рассказа  (статьи) подводит нас к мысли…

Собственное   мнение(позиция учащегося)

по проблеме, поставленной автором текста (согласен или не согласен с автором).

В большинстве текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли целесообразно оспаривать.

Помните, что экзамен – это не место для неожиданных и смелых экспериментов.

Пытаясь любой ценой оспорить очевидное,  выставите себя в невыгодное положение.

 Другое дело, когда точка зрения автора вызывает у вас резкое возражение и вы уверены, что сможете подобрать веские аргументы в поддержку своей позиции.

  Автор, безусловно, прав, утверждая …

  Нельзя не признать правоту автора …

  Я полностью согласен с мнением автора…

  Я разделяю точку зрения автора…

  С позицией автора нельзя не согласиться. Во-первых, он приводит убедительные примеры, во-вторых…

  Не могу во всем согласиться с автором. Позиция автора близка мне, но…

  В основном соглашаясь с точкой зрения автора, хочется возразить ему лишь в одном…

  Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…

  Я считаю, что автор не прав, потому что…

  Я считаю необходимым возразить автору…

  Я думаю, следует не согласиться с автором…

  Мне кажется, автор не вполне прав…

Аргументация собственного мнения по проблеме

Мнение экзаменуемого должно быть не только формально заявлено  (Я согласен/

 не согласен с автором), но и подкреплено двумя аргументами.

Цель этой части работы – убедить адресата в чем-либо или изменить его мнение.

Рассуждение строится по схеме:

  тезис (положение, которое надо

доказать), 

  аргументация (доказательства, доводы),

  вывод (общий итог)

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…».

Основные типы аргументов:

  Факты, события;

  Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;

  пословицы и поговорки;

  примеры из личной жизни и жизни окружающих;

  примеры из художественной литературы.

 

  -Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы из художественной литературы.  Во-первых,…   Во-вторых, …  В-третьих, …

   В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства…

 

Заключение

Общий вывод о значении текста, оценка прочитанного.

Заключительная часть сочинения может быть:

  резюмирование (повторение в обобщенной форме основной идеи текста, позиции автора);

  риторический вопрос;

  призыв, обращение к читателю;

  использование цитаты;

  открытый финал.

 

  Проблема, которую поднимает автор, бесспорно, актуальна для современного читателя.  Данный текст заставляет задуматься (об ответственности людей за вечную гармонию жизни, о взаимоотношениях людей…).

  Данная проблема  актуальна и в современное нам время.

  В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на)…

  Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

 

Памятка выпускнику.

Что такое проблема?

Первая часть (соответственно, 1-ый абзац) сочинения – формулировка одной из проблем, поставленных автором текста (желательно, самой главной).

     Проблема — это сложный практический или тео­ретический вопрос, требующий решения, исследо­вания, например: проблема сохранения окружаю­щей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Выделяют различные категории (виды) проб­лем.

Философские проблемы затрагивают самые об­щие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проб­лемы связаны с деятельностью государственной вла­сти, партий или общественных групп. Экологичес­кие проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) про­блемы связаны с внутренними духовными качества­ми, которыми руководствуется человек, с опреде­ленными правилами поведения.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, част­ный случай, пример проявления какой-либо абст­рактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Её можно обозначить следующим образом:

 1) С помощью речевых клише: Автор NN  коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.

Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсу­дить, разрешить какую-либо проблему

Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например,  

Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими?

Над этими вопросами размышляет NN  в своём  очерке (рассказе, эссе и т. п.) или

Четь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту  для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который  остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в ...

Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше пони­мать события современности. Значит, соответст­вующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или  Почему человеку необходимо знать историю?

2. Что значит «прокомментировать» проблему?

Попробуй ответить на вопросы:

·                    Насколько актуально то, о чём пишет автор?

·                    Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

·                    По возможности коснись истории вопроса.

·                    Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.

Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:

1) от частных фактов к формулировке проблемы. На­пример: «Начиная разговор на эту тему, автор бук­вально «наступает на больную мозоль». Действитель­но, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случа­лось», «И это видели, а это, простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени...»

 

2) от формулировки проблемы к комментарию. Напри­мер: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды вели­кий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта пробле­ма в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например, в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».

   

 Можно также воспользоваться  речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской,  глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю NN, использует примеры из классической литературы,  приводит высказывания такого-то и пр.)

Можно выделить два типа комментария.

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

• Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

• На чем заостряет внимание? Почему?

• Какие имена (факты, события) упоминает ав­тор? Для чего?

• Какие эмоции автора выражены в тексте?

• Как выражено отношение автора к изобража­емому? В чем это проявляется?

• Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений поданному вопросу и т.п. Найди ответы на следующие вопросы:

• К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравст­венная и т.п.)

• Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

• Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?

• Почему эта проблема привлекла внимание автора?

• Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

• К каким выводам автор подводит читателя?

Следует помнить, что в любом случае ком­ментарий должен опираться на прочитанный текст.

Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логи­ческий переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что...

     Часто повествование в тексте ведётся от первого лица. В этом случае следует обратить особое внимание  на разграничение понятий «автор» и «рассказ­чик». Автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции словесного произ­ведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказ­чика. Ни в коем случае не отождествляйте образ рассказчика с образом автора! В частности, «я» в повествовании - всегда «я» рассказчика, но не автора.

    Смешение понятий «автор» и «рассказчик» мо­жет привести к фактической ошибке

    В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что учащийся легко ориентирует­ся в тексте и подтверждает свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий переска­зом или сплошным цитированием нельзя.

 

3. Как выявить позицию автора?

  Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

     Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

     Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скры­тый смысл, понимать иронию, раскрывать слож­ные метафоры и т.д.

     Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепри­знанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

Сформулировать позицию автора помогут ти­повые конструкции:

• Позиция автора такова:...

• Автор считает, что...

• Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...

• Автор убеждает нас в том, что...

• В тексте доказывается мысль о том, что...,

• Основная мысль текста заключается в том, что...

• Хотя позиция автора не выражена явно, ло­гика текста убеждает читателя в том, что...

    

 Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста. И тут на помощь придёт хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме.

 

    Можно написать:

«Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)»

Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например, так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения. (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение)»

    Комментируя авторскую позиции, можно воспользоваться и такими оборотами:

Автор

- посвящает свою статью;

- полемически заостряет проблему;

- эмоционально воздействует на читателя;

- делает читателя своим союзником;

- образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);

- раскрывает сущность поставленных проблем;

- точно формулирует мысль;

- заставляет читателя задуматься над проблемой;

- показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;

- пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;

- убеждает читателя в правоте своей позиции;

- пытается найти в читателе единомышленника; 

- ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;

- пишет интересно и ново о старых проблемах;

- говорит с тревогой о наболевших проблемах;

- открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

4. Как аргументировать свою позицию?

Аргументация - это приведение доказа­тельств, объяснений, примеров для обосно­вания какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы - это доказательства, приво­димые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, все, что может подтвердить тезис.

Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргу­менты ученика должны подтвердить или опро­вергнуть мнение автора.

Существуют различные виды аргументов (ло­гические, психологические, иллюстративные).

Логические аргументы - это доводы, апелли­рующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:

• научные аксиомы;

• положения законов и официальных докумен­тов;

• законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

• заключения экспертов;

• цитаты из авторитетных источников;

• показания очевидцев;

• статистические данные;

• примеры из жизни или художественной ли­тературы.

Психологические аргументы - это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувст­ва, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:

• эмоциональная убежденность пишущего;

• ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);

• примеры, вызывающие эмоциональный от­клик адресата;

• указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;

• апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).

Иллюстративные аргументы. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.

 

Тезис

 

Аргумент 1

 

 

Иллюстрации к аргументу 1

 

 

 

 

Аргумент 2

 

Иллюстрации к аргументу 2

 

 

Вывод

Речь человека - это показатель его интеллектуального и нравственного развития.

 

Правоту автора подтверждает опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявле­ния его характера.

 

Вспомним хотя бы Порфирия Головлева - героя романа М.Е. Салтыкова-Щедри­на «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не скверносло­вит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами (капустка, лампадка, маслице, маменька). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собствен­ности.

 

Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и мно­гое другое.

 

Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпа­на грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрица­тельный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо, оскорбляющее слух?

 

Таким образом, ничто не охарактеризует человека лучше, чем его речь.

 

При опровергающей аргументации возможны два варианта:

1) вы подбираете два аргумента, опроверга­ющие истинность позиции автора, а в заключении формулируете контртезис (мысль, противополож­ную авторской);

2) формулируя собственную позицию по пробле­ме, пишущий выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами.

 

В этой части работы вы должны строго следовать пра­вилам построения текста-рассуждения

Цель аргумен­тации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

• тезис (положение, которое надо доказать);

• аргументация (доказательства, доводы);

• вывод (общий итог).

Однако следует помнить, что от вас требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Тезис — это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис сов­падают. Обратите внимание на то, что вы должны пос­тараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Типичная ошибка всех пишущих сочинение заклю­чается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного вре­мени. Аргументы «за» должны быть:

• правдивыми, опираться на авторитетные источники;

• доступными, простыми, понятными;

• отражающими объективную реальность, соответ­ствующими здравому смыслу.

Критерий 4 гласит:    Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, постав­ленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)

    Попробуем разобраться, что можно считать жизненным опытом, а что – читательским?

 

 

Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических  ошибок.

Например: Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремится к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа «Война и мир»  Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они стремились стать лучше, добрее, чище…

Когда вы будете обращаться  к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о

М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям  К 11, К 12.   

 

При работе с той частью сочинения, в которой вы будете приводить аргументацию своего мнения,  можно воспользоваться такой схемой:

   Я думаю, что проблема, затронутая автором, является очень (значимой, актуальной, злободневной, острой и т. д.), поскольку многим приходится в жизни сталкиваться с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми)

Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении;, возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственное видение проблемы и др.

Можно воспользоваться и такими выражениями:

NN открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по0новому взглянуть на….

Словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.

 

 

Приводя аргументы из жизни окружающих, ты можешь написать:

Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…

Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством).

Если приводишь в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения, можешь воспользоваться такими фразами:

Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни:

ИЛИ: Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …

Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает твою аргументацию довольно сильной.

Ссылки на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.

   «Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характерис­тики: известный русский писатель, выдающийся уче­ный, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...; Любой ис­торик скажет вам, что...; Большинство врачей счи­тают, что...; Как установлено японскими учеными... и т. п.

  Закончив ту часть сочинения, в которой ты приводил собственную аргументацию, выражая согласие или несогласие с позицией автора, НЕ ЗАБУДЬ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, НАПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ К СОЧИНЕНИЮ.

Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

1. Вступление.

2. Формулирование проблемы.

3. Комментарий.

4. Авторская позиция.

5. Ваше мнение (согласие/несогласие с пози­цией автора).

6. Первый аргумент.

7. Второй аргумент.

8. Вывод.

     Все части работы должны быть взаимосвяза­ны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развертывания мыс­ли, продумать логические переходы между час­тями. Каждую часть следует начинать с новой строки. Отсутствие связок между абзацами - ти­пичный недочет сочинений, за который снимают баллы по критерию К5. Кроме того, к типичным ошибкам относятся отступления от темы, несо­размерность частей, нарушение последователь­ности изложения мыслей, отсутствие связи меж­ду предложениями.

 

    Работаем над вступлением

Важно помнить, что основная цель вступле­ния - подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

1. Проблемный вопрос.

Может ли компьютер заменить книгу? Та­кова проблема, которая привлекла внимание ав­тора.

2. Общие сведения об обсуждаемой проблеме.

Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и чело­века. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут живот­ные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова также посвящен проблеме экологии...

3. Ссылка на авторитетное мнение по воп­росу, близкому к обсуждаемой проблеме.

Психологи утверждают, что зависимость от телевидения - это настоящая болезнь многих чле­нов современного общества. Действительно, каж­дому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом - благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин.

4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуа­ции, связанные с проблемой текста.

Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословя­щих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спо­койное бездействие. Проблему равнодушного от­ношения людей к окружающему их злу поднимает автор.

5. Создание определенного эмоционального настроя.

Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.

6. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.

Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных сорев­нованиях, лето в лагере отдыха... Сколько свет­лых детских воспоминаний хранит память! По­чему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.

7. Цитата из исходного текста (или друго­го источника), связанная с рассматриваемой проблемой.

«Можно ли представить современный мир, ли­шенный печатного знака?» пишет Юрий Бонда­рев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Ли­хачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», ~ по­скольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.

8. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, лите­ратуровед и общественный деятель, в своих вы­ступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура - это высшая ценность жизни. В приве­денном тексте затрагивается проблема, выдви­нутая именно Д. С. Лихачевым, ~ проблема эколо­гии культуры.

В любом случае вступление не должно быть очень объемным, должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и сти­листически.

Работаем над заключением

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.

1. Обобщение основных мыслей автора - са­мая типичная и логичная концовка сочинения.

Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радост­ное, по-детски непосредственное восприятие жиз­ни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчер­кивая ее актуальность.

Художественная литература дарит нам не­сметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

3. Призыв, обращение к читателю.

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, кото­рые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощуще­ний. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем?

4. Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цита­та будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшо­го фрагмента, который содержит ключевые слова

текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

В заключение я хочу снова обратиться к мыс­ли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!

Несколь­ко полезных советов.

1. Проверьте, правильно ли вы записали фами­лию автора. К сожалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже известных писателей и публицистов.

2. Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить факти­ческую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок.

3. При формулировании проблемы и авторской позиции старайтесь избегать сложных авторских метафор. Лучше высказать соответствующие мысли своими словами.

4. Не обязательно указывать стиль речи, к кото­рому относится текст. Обычно предложения типа Текст относится к публицистическому стилю, что называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с последующими мыслями сочинения. Гораздо реже встречаются оправданные упомина­ния о стиле речи, когда стилевая форма текста свя­зывается с его содержанием: Автор не случайно об­ращается к публицистическому стилю, поскольку его волнует такая социальная проблема, как...

5. Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грам­матическая ошибка.

6. Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т.п.), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высо­комерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.

7. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком и только черной гелевой пастой. Экс­перты проверяют сканированные копии работ. Текст, написанный шариковой ручкой, при скани­ровании теряется.

Чтобы определить проблему, поднятую в тексте, прежде всего, нужно понять, о чем этот текст, какова его тема. 

Тема – это «то, о чем повествуется, что описывается, – предмет речи». И начинать работу над сочинением нужно, разумеется, с чтения текста и определения его темы.

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследованиянапример: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

 Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем. 

В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Например:

Что делать, когда очень одиноко?

Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к созданию гнезда, семьи). Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те, девушка – и та не та. Чем раньше вы признаете уникальную драгоценность всего, что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.

Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия приходят в гости только во время произвольной или непроизвольной, но бездеятельности.

(В.К. Харченко)

Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что делать, когда очень одиноко? Далее автор излагает свое видение проблемы и предлагает варианты ее решения.

Однако тексты, предлагаемые на экзамене, призваны проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – сознательным чтением. Поэтому они, скорее всего, не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора и его реализации. Необходимо самостоятельно выявить проблематику текста, а это предполагает умение обобщать информацию.

Алгоритм работы с текстом:

            Прочитав текст, спросите себя: «На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте?»

            Ответы подчеркните.

            Одно из важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений произнесите с вопросительной интонацией (формулировка проблемы).

            Перечитайте текст. Заставил ли он задуматься о..? Если заставил, то проблема найдена.

            Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

 

-Группа 206, русский язык

Учебник «Русский язык, 10 – 11  кл.» А. И. Власенков

Тема: Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами. Некоторые недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

I.Причастный оборот близок по значению к определительному придаточному предложению.

На­пример:

Счастлив путешественник, попавший в нетрону­тые края(С.-М.). — Счастлив путешественник, который попал в нетронутые края

Таким образом, придаточ­ное определительное предложение и причастный оборот являются синонимическими, параллельными конструк­циями.

Разница между ними состоит в следующем:

а) причастный оборот, как и причастие, свойствен книжным стилям, а придаточное определительное — стилистически нейтрально;

б) причастный оборот обладает большей сжатостью и краткостью (см. приведенный выше пример);

в) причастный оборот может стоять и до, и после определяемого существительного. Например, вполне возможно: На заросшем молодым ельникомберегу лежит поваленная береза (С.-М.) и На берегу, зарос­шем молодым ельником,лежит поваленная береза.

Причастный оборот нередко помогает избежать не­желательного повторения слова который или двусмыс­ленности, двузначности придаточного предложения.

На­пример:

Лесная сторожка, в которуюмы часто заходим, находится недалеко от шоссе, котороеведет в город. — Лесная сторожка, в которуюмы часто заходим, нахо­дится недалеко от шоссе, ведущегов город;

Дом отдыха стоял на берегу залива, которыйбыл покрыт мелкой галькой. — Дом отдыха стоял на покрытом мелкой галь­койберегу залива

 

Следует учитывать, что придаточное предложение именно как предложение, имеющее свою грамматиче­скую основу, может передавать более разнообразные значения сравнительно с причастным оборотом; по­этому не всегда придаточное определительное предло­жение можно заменить причастным оборотом. Так, нельзя произвести замену причастным оборотом при­даточного определительного, сказуемое которого выра­жено формой будущего времени глагола или формой сослагательного (условного) наклонения.

Например:

Мы хотим пойти на публичную лекцию, которая состоит­сяв Доме культуры (замена невозможна, так как в рус­ском языке нет причастия будущего времени «состоящийся»);

Необходимы опытные специалисты, которые бы изучилиэту проблему (замена невозможна, так как причастие не образует форм сослагательного наклоне­ния «изучившие бы»)

 

Не могут быть заменены причастным оборотом при­даточные предложения, если в них слово который стоит в любом падеже, кроме именительного падежа и вини­тельного без предлога.

Например:

Пешеходный туннель, который соединяетпротивоположные части улицы. — Туннель, соединяющий...;

Войти в туннель, который соединяет... .— Войти в туннель, соединяющий... . Но невозможно перестроить: Туннель, по которому шли пе­шеходы; Туннель, в который вошли пешеходы.

   Примечание:

Сказанное о причастных оборотах относится и к распространенным обособленным определениям, выраженным прилагательными с зависимыми словами. Такие распространенные определения могут выступать как синонимические конструкции к соот­ветствующим придаточным определительным предложениям.

Напри­мер:

На небе замерли легкие облака, розовые от заката.— На небе замерли легкие облака, которые были розовыми от заката

 

II. Деепричастный оборот синонимичен неко­торым придаточным предложениям: времени, причины, условия, уступки, сравнительным (образа действия).

Например:

Услышав выстрел, Касьян быстро закрыл глаза рукой (Т.). — Когда Касьян услышал выстрел, он быстро закрыл глаза рукой (или: Как только Касьян услышал выстрел, он быстро закрыл глаза рукой; Едва Касьян услышал выстрел,он ...);

Я несколько раз про­сыпался ночью, боясь проспать утро(Л. Т.). — Я не­сколько раз просыпался ночью, потому что (так как, оттого что)боялся проспать утро

 

Как и причастный оборот, деепричастный оборот свойствен книжным стилям. По сравнению с парал­лельными придаточными предложениями он отличается большей краткостью и выразительностью. Однако при­даточные предложения, благодаря наличию различных союзов, более четко передают оттенки значений, харак­теризующие каждый тип таких предложений. Помимоприведенных выше примеров, ср. еще: Взявшись за де­ло, доведи его до конца. — Если (раз, когда, коли, еже­ли) взялся за дело, доведи его до конца.

Замена придаточного предложения деепричастным оборотом возможна тогда, когда главное и придаточ­ное относятся по смыслу к одному подлежащему.

На­пример:

Когда мы обсудили положение, торешили про­должать путь без проводников. — Обсудив положение, мы решилипродолжать путь без проводников.

Однако невозможна замена в таком, например, предложении: Когда мы вышлина берег, солнце былоуже низко над горизонтом (Арс.) (в главном и придаточном предло­жениях подлежащие разные)

 

Невозможна, естественно, замена придаточного предложения деепричастным оборотом и тогда, когда от данного глагола деепричастие не образуется.

Напри­мер:

Когда он пишетдоклад, то очень тщательно вы­веряет все факты (замена невозможна, так как в совре­менном языке деепричастие пиша не употребляет­ся)

 3.Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

 При употреблении сложноподчиненных предложе­ний весьма распространенными являются следующие ошибки:

1. Придаточное определительное предложение со словом который бывает оторвано от определяемого существительного, что затрудняет верное восприятие смысла.

Например:

Ряд отрицательных явлений общест­венной жизни можно встретить еще и в наши дни, про­тив которых были направлены сатирические произведе­ния поэта. Это предложение можно исправить так: Еще и в наши дни можно встретить ряд отрицательных явле­ний в общественной жизни, против которых были на­правлены сатирические произведения поэта.

 

2. Неправильно совмещаются конструкции простого и сложного предложений.

Например:

Пьеса разобла­чает «темное царство»и как Дикие и Кабанихи жестоко
относятся к зависимым от них людям
(неправомерно соединены дополнение и придаточное предложение). Предложение можно исправить, например, так: Пьеса
разоблачает«темное царство», показывает,как жестоко Дикие и Кабанихи относятся к зависимым от них людям

 

3. Неправильно объединяются на правах однород­ных конструкций причастный оборот и придаточное определительное предложение

Например:

На столе у него лежала книга, открытая на одной и той же стра­нице и которую он никогда не читал.

Предложение можно было бы исправить так: На столе у него лежала открытаяна одной и той же странице книга, которуюон никогда не читал.

 

4. В предложениях с последовательным подчине­нием неоправданно повторяются одинаковые союзы.

Например:

Некоторые критики полагали, чтоавтор так молод, чтоедва ли сможет убедительно решить постав­ленную проблему.

Предложение можно исправить, на­пример, так: Некоторые критики полагали, будтоавтор так молод, чтоедва ли сможет убедительно ре­шить поставленную проблему.

 

5. Неправомерно повторяются близкие по значению подчинительные союзы.

Например:

Он считал, что будтомы его неправильно поняли.

В этом предложении сле­довало употребить один из союзов: Он считал, чтомы
его неправильно поняли 
(выражается утверждение) или Он считал, будтомы его неправильно поняли (выра­жается предположение)

 

6. В конструкции сложноподчиненных предложений, представляющих собой косвенную речь, включаются элементы прямой речи.

Например:

Корчагин твердо заявляет, чток буденовцам яобязательно перейду

В косвенной речи личные и притяжательные местоиме­ния (а также личные формы глагола) передаются от лица автора, рассказчика, а не того человека, чья речь передается.

Например:

Корчагин твердо заявляет, что он к буде­новцам обязательно перейдет

Контрольные вопросы для закрепления материала

 1) Перечислите основные типы речевых ошибок.

2) Расскажите о речевых ошибках, связанных с неправильным произношением и употреблением отдельных слов и словоформ.

3) Расскажите о речевых ошибках, связанных с неправильным подбором слов.

4) Расскажите о речевых ошибках, связанных с нарушением грамматического согласования и управления.

5) Расскажите о речевых ошибках, связанных с неправильным порядком слов в предложении.

4.Выполнение тренировочных упражнений.

Работа с учебником.

Упражнение 288, с. 211

Замените придаточные предложения причастными или деепричастными оборотами (где это возможно). Подчеркните их как члены предложения. Если замена невозможна, устно объясните почему.

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Задания для дистанционного обучения по предмету «Английский язык» преподаватель: О. В. Порохня Группа 401, 306 вторник, 24.05.22 г...