понедельник, 15 ноября 2021 г.

 

Задания для дистанционного обучения

по предметам «Английский язык» и «Русский язык»

преподаватель: О. В. Порохня

Группы 208, 201

понедельник, 15.11.21 г.

-Группа 208, русский язык

Учебник «Русский язык, 10 - 11кл.» А. И. Власенков

Тема: Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Прямая речь.

Тема: Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

1 Ознакомление с новым теоретическим материалом.

В сложном предложении, состоящем из нескольких предложений, его части могут соединяться различными видами связи:

1)Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. Это сложное предложение состоит из двух частей: первая часть его является предложением простым, вторая – сложносочиненным. Первая и вторая части соединены бессоюзной связью.

2)По Каме около устья тянулись вереницей такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане.

Первая часть этого сложного предложения является сложноподчиненным предложением. Оно соединено со второй частью (простым предложением) бессоюзной связью.

3)Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно опустилось на реку недалеко от нас.

Первая часть этого сложного предложения – предложение простое, вторая часть – предложение сложноподчиненное. Первая и вторая части соединены сочинительной связью (при помощи союза и).

2 Выполнение тренировочных упражнений.

- Упражнение 1

Объясните расстановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.

1)Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он все – таки не хотел.; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. 2)Еще была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошел уже верст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блестки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца.

- Упражнение 2

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схемы предложений.

1)Когда колонна уже почти вся прошла мимо Серпилина он вспомнил что когда она еще только строилась ему бросился в глаза очень высокий правофланговый боец. 2)Лещинский побежал за ними и когда был уже близко около шоссе услышал другой выстрел. 3)Мы вступаем в открытое море но если хорошо приглядеться то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море. 4)Я присел под лиственницей чтобы закурить папиросу и пока дымок тихо вился надо мною отгоняя больших лесных комаров меня совершенно незаметно охватила внезапная сладкая и туманная дремота.

а)когда второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом, например: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

б)когда второе предложение раскрывает содержание первого, поясняет первое или какой – нибудь член его, например: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.

в)когда второе предложение дополняет первое, например: Вдруг я чувствую: кто – то берет меня за плечо и толкает.

2 Выполнение тренировочных упражнений.

а)Упражнение 1

Перепишите предложения. Укажите смысловые связи между частями сложных предложений и объясните пунктуацию.

1)Погода утихла, тучи расходились, перед ними лежала равнина. 2)На дворе декабрь в половине; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. 3)Не спится Иудушке6 целые массы пустяков обступили изголовье постели и давят его. 4)Сорока поднял голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. 5)Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра.

б)Упражнение 2

Опустив союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные. Перепишите и расставьте знаки препинания.

1)Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станицей птицы. 2)Староста спросил у него документ, но документа не оказалось. 3)Мороз не страшен, потому что воздух сухой, ветра нет. 4)Снег долго не выпадал, поэтому на санях начали ездить лишь в декабре.50Солнце сильно палит, так что к вечеру, по – видимому, соберется гроза.

в)Упражнение 3

Перепишите, расставляя знаки препинания. Устно объясните их расстановку.

1)Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. 2)Картина переменилась уже на черной скатерти полей кое – где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. 3)Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. 4)На мостике трудно было стоять обливали волны а ветер хлестал по лицу солеными брызгами как плетью. 5)Мне страшно нравилось слушать девочку она рассказывала о море незнакомом мне.

ЧУЖАЯ РЕЧЬ И СПОСОБЫ ЕЕ ПЕРЕДАЧИ

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог.

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

 

Схема 1

"П", – а.

"П!" – а.

"П?" – а.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Схема 2

А: "П".

А: "П!"

А: "П?"

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)


Схема 3

"П, – а, – п".

"П, – а. – П".

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).


Схема 4

А: "П" – а.

А: "П!" – а.

А: "П?" – а.

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили».

Рассмотрите схемы этих предложений.

"П, – а, – п. П".

"П, – а. – П".

 

УПРАЖНЕНИя

1.    И ему сказал отец_
_Ты, Гаврило, молодец!_
(Ершов)

2.    _Все будет решено_ _умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_. (Пушкин).

3.    Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).

4.    Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).

5.    Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)

6.    _Нет, нет_ _овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_.

7.    _О, судьба моя плачевна! _
Говорит ему царевна_
Если хочешь взять меня,
То доставь ты мне в три дня
Перстень мой из окияна_.
(Ершов)

8.    Я отвечал с негодованием_ _что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).

9.    Иногда я говорю себе_ _Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)

10. Говорит ему девица_
_Но взгляни-ка, ты ведь сед;
Мне пятнадцать только лет:
Как же можно нам венчаться?
Все цари начнут смеяться,
Дед-то, скажут, внучку взял!_
(Ершов)

 

-Группа 201, русский язык

Учебник «Русский язык, 10-11 кл». А. И. Власенков

Тема: Контрольная работа по теме «Сложное предложение». (Тестирование)

1.Сложным есть предложение:

А. Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов.

Б. Ласточка прицепилась к люстре, испугалась, и, не зная куда деться, пискнула и вылетела в открытую дверь.

В. Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки , невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички, густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух.

2.Сложносочиненным является предложение:

А. Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.

Б. Кучер тронул вожжами и тройка унеслась в степь.

В. Вот присел я у забора и стал прислушиваться.

3. Найдите предложение, где надо поставить тире между частями сложносочиненного предложения  (разделительные знаки пропущены).

А. Он знак подаст и все хохочут.

Б. Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется.

В. Татьяна по совести няни сбираясь ночью ворожить тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть но стало страшно вдруг Татьяне.

4. Установите виды сложных предложений.

А. Погода утихла, тучи расходились, перед ними лежала равнина.

Б. Я думал о том, что случилось и ничего не понимал.

В. Приятели его советовали ему жаловаться, но смотритель подумал и махнул рукой, и решился отступиться.

1)Сложноподчиненное предложение.

2) Бессоюзное сложное предложение.

3) Сложносочиненное предложение.

5.Установите вид сложного предложения по способу связи его частей.

Время стоит еще раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьется над проселком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.

А. Союзное.

Б. Бессоюзное.

В. Сложное предложение с разными видами связи.

6. Определите тип придаточных частей  предложений.

А. Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту.

Б. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

В. С вечера я спал крепко, потому что слишком измучился за день.

Г. Когда Нехлюдов приехал на вокзал, арестанты уже все сидели в вагонах.

Д. Коса легко скользила по гладкой ледяной столешнице, срезая под  самое основание вмерзшие дудки так, что после них во льду оставались одни только дырочки.

1)Причины.

2)Образа действия.

3)Определительная.

4)Изъяснительная.

5)Времени.

7.Сложноподчиненным с несколькими придаточными частями есть предложение:

А. Жара была такая, что малейшее движение утомляло.

Б. Чтобы заглушить песню, он, напевая и стараясь стучать ногами, побежал к осоке.

В. Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним.

8. Следует поставить запятую между частями   бессоюзного  сложного предложения (знаки препинания отсутствуют):

А. На дворе декабрь в половине окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет.

Б. Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица.

В. Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром.

9. Следует поставить тире в бессоюзном сложном предложении (знаки препинания пропущены):

А. Кончил дело гуляй смело.

Б. Вдруг я почувствовал кто – то берет меня за плечо и толкает.

В. Я поднял глаза и увидел высоко в небе неслись над станицей птицы.

10. Сложным предложением с разными видами связи является:

А. Когда занялась заря, стало видно, что погода будет хорошей.

Б. Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса тоже изумил меня.

В. С весел капали голубые капли, и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

-Группа 201, литература

Учебник «Литература, 11 кл., 2 ч.» О. Н. Михайлов

Тема: «В окопах Сталинграда», Повести В. П. Платонова.

1.Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Прочитать и кратко законспектировать материал учебника.

Повести о войне 1940 – 1970 г г.

Виктор Платонович Некрасов (1911 – 1987) и его повесть «В окопах Сталинграда» (1946).

С. 387 – 388

-Группа 208, литература

Учебник «Литература, 11 кл, 1 ч.» О. Н. Михайлов.

Тема: Выразительное чтение стихотворений С. Есенина.

Прочитать выразительно одно из стихотворений С. Есенина, уметь его анализировать.

Сергей Есенин — В этом мире я только прохожий: Стих

В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне весёлой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.

В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.

Это сделала наша равнинность,
Посоленная белью песка,
И измятая чья-то невинность,
И кому-то родная тоска.

Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь —
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.

 

Сергей Есенин — Отговорила роща золотая: Стих

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Сергей Есенин — Гой ты, Русь, моя родная: Стих

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Сергей Есенин

Шаганэ ты моя, Шаганэ…

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

1924 г.

 

·         

·         

·         

·         

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Задания для дистанционного обучения по предмету «Английский язык» преподаватель: О. В. Порохня Группа 401, 306 вторник, 24.05.22 г...