воскресенье, 7 ноября 2021 г.

 

Задания для дистанционного обучения

по предметам «Английский язык», «Русский язык» и «Литература»

преподаватель: О. В. Порохня

Группы 208, 201

понедельник, 08.11.21 г.

-Группа 208, русский язык

Учебник «Русский язык, 10 - 11 кл.» А. И. Власенков

Тема: Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.

Цели: продолжать знакомить обучающихся с понятиями «Сложное предложение», «Классификация сложных предложений», «Сложносочиненное предложение. Знаки в ССП.», практиковать в выполнении тренировочных упражнений.

1.Систематизация грамматического материала.

Сложное предложение. Виды сложных предложений.

Сложное предложение – предложение, состоящее из двух и более простых предложений.

Основные средства связи простых предложений в сложном – интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) или союзные слова (относительные местоимения).

В зависимости от средств связи СП делятся на союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Сложносочиненные предложения – предложения, части которых соединены интонацией и сочинительными союзами (соединительными и, да, ни … ни…, противительными а, да, но, разделительными или, либо, ли …. ли…, пояснительными то есть, как – то, именно).

Например: За витриной мелькнул огонек, и на потолке заиграл свет.

Сложноподчиненное предложение – сложное предложение, части которого связаны интонацией, подчинительными союзами или союзными словами.

Например: Страх обратился в ужас, когда я стал замечать, что я заблудился, сбился с дороги.

В СПП выделяются главное и придаточное предложения.

2.Выполнение тренировочных упражнений.

Работа с учебником.

-Упражнение 121, с. 88

-Группа 201, русский язык

Тема: Контрольная работа. Сложное предложение. Тестирование.

1.Сложным есть предложение:

А. Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов.

Б. Ласточка прицепилась к люстре, испугалась, и, не зная куда деться, пискнула и вылетела в открытую дверь.

В. Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки , невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички, густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух.

2.Сложносочиненным является предложение:

А. Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.

Б. Кучер тронул вожжами и тройка унеслась в степь.

В. Вот присел я у забора и стал прислушиваться.

3. Найдите предложение, где надо поставить тире между частями сложносочиненного предложения  (разделительные знаки пропущены).

А. Он знак подаст и все хохочут.

Б. Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется.

В. Татьяна по совести няни сбираясь ночью ворожить тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть но стало страшно вдруг Татьяне.

4. Установите виды сложных предложений.

А. Погода утихла, тучи расходились, перед ними лежала равнина.

Б. Я думал о том, что случилось и ничего не понимал.

В. Приятели его советовали ему жаловаться, но смотритель подумал и махнул рукой, и решился отступиться.

1)Сложноподчиненное предложение.

2) Бессоюзное сложное предложение.

3) Сложносочиненное предложение.

5.Установите вид сложного предложения по способу связи его частей.

Время стоит еще раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьется над проселком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.

А. Союзное.

Б. Бессоюзное.

В. Сложное предложение с разными видами связи.

6. Определите тип придаточных частей  предложений.

А. Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту.

Б. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

В. С вечера я спал крепко, потому что слишком измучился за день.

Г. Когда Нехлюдов приехал на вокзал, арестанты уже все сидели в вагонах.

Д. Коса легко скользила по гладкой ледяной столешнице, срезая под  самое основание вмерзшие дудки так, что после них во льду оставались одни только дырочки.

1)Причины.

2)Образа действия.

3)Определительная.

4)Изъяснительная.

5)Времени.

7.Сложноподчиненным с несколькими придаточными частями есть предложение:

А. Жара была такая, что малейшее движение утомляло.

Б. Чтобы заглушить песню, он, напевая и стараясь стучать ногами, побежал к осоке.

В. Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним.

8. Следует поставить запятую между частями   бессоюзного  сложного предложения (знаки препинания отсутствуют):

А. На дворе декабрь в половине окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет.

Б. Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица.

В. Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром.

9. Следует поставить тире в бессоюзном сложном предложении (знаки препинания пропущены):

А. Кончил дело гуляй смело.

Б. Вдруг я почувствовал кто – то берет меня за плечо и толкает.

В. Я поднял глаза и увидел высоко в небе неслись над станицей птицы.

10. Сложным предложением с разными видами связи является:

А. Когда занялась заря, стало видно, что погода будет хорошей.

Б. Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса тоже изумил меня.

В. С весел капали голубые капли, и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

Тема: Бессоюзное сложное предложение

1 Ознакомление с новым теоретическим материалом.

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзным сложным предложением называют предложение, части которого связаны интонацией, в силу чего смысловые отношения между частями выражены менее четко, чем в союзных сложных предложениях.

Например:

К концу дня я еле стоял на ногах: изнемогли душа и тело.

2 выполнение тренировочных упражнений.

а) Упражнение 1

Распределите сложные предложения по трем группам: а) сложносочиненные; б) сложноподчиненные; в) бессоюзные сложные. Выделите грамматические основы. Составьте к ним схемы.

1)Сияет солнце, звезды блещут, на всем улыбка, жизнь во всем, деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом. 2)Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением. 3)Я слышал, как ко мне еще раз постучал хозяин. 4)За витриной мелькнул огонек, и на потолке заиграл свет. 5)Хозяин стоит около меня, а я словно не вижу и продолжаю вязать узор. 6)Всякое новое знакомство было для нее сущим праздником: она боготворила знаменитых людей. 7)Встает купец, идет разносчик, на биржу тянется извозчик, с кувшином охтенка спешит. 8)Отец рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса.

б) Упражнение 2

Перепишите предложения. Составьте схемы и произведите синтаксический разбор предложений.

1)По узкой тропинке мы взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем. 2)Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты. 3)Когда кричали грачи, загалдели лягушки, жившие в камышах на казенных квартирах, и целые полчаса концертное пространство было полно разнообразных звуков, слившихся скоро в один звук. 4)Я вспомнил, как ты здесь страдала, как сердце билось и чело болезни муки выражало, - и как мне было тяжело! 5)Нехлюдов вспомнил, как он в Кузминском стал обдумывать свою жизнь, решать вопросы о том, что и как он будет делать, и вспомнил, как он запутался в этих вопросах и не мог решить их: столько было соображений по каждому вопрoсу.

Тема: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая, точка с запятой и двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1 Ознакомление с новым теоретическим материалом.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

В бессоюзных сложных предложениях ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

1)Запятая ставится в том случае, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой и кратки. (между ними можно вставить союз и), например: Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром.

2)Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть запятые), например: Время стоит еще раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьется над проселком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.

3)Двоеточие ставится в следующих трех случаях:

а)когда второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом, например: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

б)когда второе предложение раскрывает содержание первого, поясняет первое или какой – нибудь член его, например: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.

в)когда второе предложение дополняет первое, например: Вдруг я чувствую: кто – то берет меня за плечо и толкает.

2 Выполнение тренировочных упражнений.

а)Упражнение 1

Перепишите предложения. Укажите смысловые связи между частями сложных предложений и объясните пунктуацию.

1)Погода утихла, тучи расходились, перед ними лежала равнина. 2)На дворе декабрь в половине; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. 3)Не спится Иудушке6 целые массы пустяков обступили изголовье постели и давят его. 4)Сорока поднял голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. 5)Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра.

б)Упражнение 2

Опустив союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные. Перепишите и расставьте знаки препинания.

1)Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станицей птицы. 2)Староста спросил у него документ, но документа не оказалось. 3)Мороз не страшен, потому что воздух сухой, ветра нет. 4)Снег долго не выпадал, поэтому на санях начали ездить лишь в декабре.50Солнце сильно палит, так что к вечеру, по – видимому, соберется гроза.

в)Упражнение 3

Перепишите, расставляя знаки препинания. Устно объясните их расстановку.

1)Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. 2)Картина переменилась уже на черной скатерти полей кое – где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. 3)Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. 4)На мостике трудно было стоять обливали волны а ветер хлестал по лицу солеными брызгами как плетью. 5)Мне страшно нравилось слушать девочку она рассказывала о море незнакомом мне.

 

Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.

1 Ознакомление с новым теоретическим материалом.

Тире ставится в следующих случаях:

а) если предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия: Проснулся – пять станций убежало назад. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

б) если в предложении содержится противопоставление: Ввысь взлетает  Сокол – жмется Уж к земле. (Сравните: Ввысь взлетает Сокол, а жмется Уж к земле.)

в) если первое предложение обозначает время или условие совершения действия во втором: Лес рубят – щепки летят. Назвался груздем – полезай в кузов. (Сравните: Когда лес рубят – щепки летят. Если назвался груздем, полезай в кузов.)

г) если то, о чем говорится в одном предложении, сравнивается с тем, что сказано в другом предложении: Молвит слово – соловей поет. (Сравните: Молвит слово, как соловей поет.)

д) если второе предложение заключает в себе результат или вывод того, что говорится в первом: Солнце дымно встает – будет день горячий. (Сравните: Солнце дымно встает – так что (поэтому) будет день горячий.)

2 Выполнение тренировочных упражнений.

Упражнение 1

Перепишите, расставляя знаки препинания. Устно объясните их расстановку.

1)Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют. 2) Мне стало совестно и я не мог докончить начатой речи. 3) Это была песня. Прислушиваюсь напев стройный то протяжный и печальный то быстрый и живой. 4) Взойдет красно солнце прощай светел месяц. 5)Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. 6) Успокойтесь рана не опасная. 7) Шестнадцать лет служу такого со мной не бвыло. 8)Кузьма Кузьмич уселся в кресло вынул из стола папку с бумагами и собрался было писать но не смог чернила замерзли и выперли из чернильницы фиолетовым куском льда.

 

Тема: Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

1 Ознакомление с новым теоретическим материалом.

В сложном предложении, состоящем из нескольких предложений, его части могут соединяться различными видами связи:

1)Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. Это сложное предложение состоит из двух частей: первая часть его является предложением простым, вторая – сложносочиненным. Первая и вторая части соединены бессоюзной связью.

2)По Каме около устья тянулись вереницей такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане.

Первая часть этого сложного предложения является сложноподчиненным предложением. Оно соединено со второй частью (простым предложением) бессоюзной связью.

3)Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно опустилось на реку недалеко от нас.

Первая часть этого сложного предложения – предложение простое, вторая часть – предложение сложноподчиненное. Первая и вторая части соединены сочинительной связью (при помощи союза и).

2 Выполнение тренировочных упражнений.

- Упражнение 1

Объясните расстановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.

1)Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он все – таки не хотел.; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. 2)Еще была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошел уже верст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блестки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца.

- Упражнение 2

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схемы предложений.

1)Когда колонна уже почти вся прошла мимо Серпилина он вспомнил что когда она еще только строилась ему бросился в глаза очень высокий правофланговый боец. 2)Лещинский побежал за ними и когда был уже близко около шоссе услышал другой выстрел. 3)Мы вступаем в открытое море но если хорошо приглядеться то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море. 4)Я присел под лиственницей чтобы закурить папиросу и пока дымок тихо вился надо мною отгоняя больших лесных комаров меня совершенно незаметно охватила внезапная сладкая и туманная дремота.

а)когда второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом, например: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

б)когда второе предложение раскрывает содержание первого, поясняет первое или какой – нибудь член его, например: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.

в)когда второе предложение дополняет первое, например: Вдруг я чувствую: кто – то берет меня за плечо и толкает.

2 Выполнение тренировочных упражнений.

а)Упражнение 1

Перепишите предложения. Укажите смысловые связи между частями сложных предложений и объясните пунктуацию.

1)Погода утихла, тучи расходились, перед ними лежала равнина. 2)На дворе декабрь в половине; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. 3)Не спится Иудушке6 целые массы пустяков обступили изголовье постели и давят его. 4)Сорока поднял голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. 5)Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра.

б)Упражнение 2

Опустив союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные. Перепишите и расставьте знаки препинания.

1)Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станицей птицы. 2)Староста спросил у него документ, но документа не оказалось. 3)Мороз не страшен, потому что воздух сухой, ветра нет. 4)Снег долго не выпадал, поэтому на санях начали ездить лишь в декабре.50Солнце сильно палит, так что к вечеру, по – видимому, соберется гроза.

в)Упражнение 3

Перепишите, расставляя знаки препинания. Устно объясните их расстановку.

1)Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. 2)Картина переменилась уже на черной скатерти полей кое – где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. 3)Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. 4)На мостике трудно было стоять обливали волны а ветер хлестал по лицу солеными брызгами как плетью. 5)Мне страшно нравилось слушать девочку она рассказывала о море незнакомом мне.

-Группа 201, литература

Учебник «Литература, 11 кл., 2 ч.» О. Н. Михайлов

Тема: Обзор литературных процессов в СССР в 1950 – 1980 –х годах.

Цели: познакомить обучающихся с литературными процессами в СССР в 1950 – 1980 – е годы.

1.Русская проза в СССР в 1950 – 1980 – е годы.

Работа с учебником.

Прочитать и кратко законспектировать материал учебника.

Новый тип литературного процесса. Обновление повествовательных форм. Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны.

С. 386

-Группа 208, литература

Учебник «Литература, 11 кл., 1 ч.» О. Н. Михайлов

Тема: Творчество С. А. Есенина.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством С. А. Есенина.

1Ознакомление с новым теоретическим материалом.

Есенин – русская художественная идея. Певец «Голубой Руси». «Я в столице». Слово в художественном произведении. Поэзия Есенина и другие виды искусства. «Да здравствует революция!». «Идет не тот социализм». «Предназначенное расставанье». «Анна Снегина»: анализ лиро – эпической поэмы. «Отговорила роща золотая...».

Работа с учебником.

Прочитать и законспектировать кратко материал учебника, с. 260 – 297.

2Ответить на вопросы№1, 3,4,6, учебник, с.297 – 298.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Задания для дистанционного обучения по предмету «Английский язык» преподаватель: О. В. Порохня Группа 401, 306 вторник, 24.05.22 г...