четверг, 16 декабря 2021 г.

 

Задания для дистанционного обучения

по предметам «Английский язык, «Литература»

преподаватель: О. В. Порохня

Группы 208, 403, 201, 206

пятница, 17.12.21 г.

-Группа 208, английский язык

Учебник «Английский язык,11кл.» В. Эванс

Тема: Эссе «за» и «против». Языки Британских островов.

Цели: познакомить обучающихся с новыми словами и отрабатывать их употребление в речи, познакомить с новым теоретическим материалом – 2Эссе «за» и «против», практиковать в чтении текста и выполнении заданий к нему.

1 Ознакомление с новой лексикой.

6e, WL – 17

2 Ознакомление с новым теоретическим материалом.

Упражнение 1

Read about for – and –against essays.

3 Работа с текстом «Should it be compulsory to learn a foreign language at school?»

а) Упражнение 1, с. 110

Read the rubric.

б) Упражнение 2, с. 110

Read the model essay. What techniques has the writer used to begin /end their essay?

в) Упражнение 3, с. 110

Copy and complete the table with ideas from the essay.

4. Ознакомление с новой лексикой.

Culture Corner – 6, WL – 17 (1-10)

Going Green – 6, WL – 18 (1-10)

5. Работа с текстом “Languages of the British Isles.

-Упражнение 1, с. 113

Read the text and answer the questions.

-Упражнение 2, с. 113

Ask and answer the questions based on the text.

-Группа 403, английский язык

Учебник «Английский язык, 10 кл.» В. Эванс

Тема: Дневник путешествий. Впечатления от каникул.

1. Ознакомление с новой лексикой.

5а, WL – 14 (11-20)

2. Отработка новой лексики в речи обучающихся.

Выполнение заданий:

- Упражнение 4а, с. 83

Find the adjectives the author used to describe the following.

- Упражнение 4b, c. 83

Explain the words in bold. Then choose some of them to complete the sentences.

3. Говорение. Ответы на вопросы к тексту “Beautiful Nepal”.

Упражнение 5, с. 83

4. Работа с тематической лексикой.

Выполнение заданий:

- Упражнение 6, с. 83

Choose the correct word. Check in your dictionary.

- Упражнение 7, с. 83

Fill in

5. Ознакомление с новой лексикой.

5b, WL – 15 (1 – 10)

6. Активизация употребления новой лексики. Выполнение заданий:

 - Упражнение 1, с. 84

Fill in the table.

 - Упражнение 2, с. 84

 Which of the problems below relate to…

7. Чтение диалога и выполнение заданий к нему:

 - Упражнение 3, с. 84

Read the dialogue and complete the sentences.

8. Работа с идиоматическими выражениями.

Упражнение 8, с. 85

Choose the correct word. Check in the Word List.

-Группа 201, английский язык

Учебник «Английский язык, 11 кл.»

Тема: Программа космических исследований.

Цели: продолжать знакомить обучающихся с новой тематической лексикой и отрабатывать ее употребление в речи, практиковать в чтении текста и выполнении заданий к нему.

1.Знакомство с новыми словами.

6а, WL – 15 – 16 (11-20)

2.Чтение текста о космосе и выполнение заданий к нему.

-Упражнение 3, с. 102

Read the text and match each sentence (A-H) to a gap (1-7).

-Упражнение 4, с. 103

Read the text again. Match the underlined words in the text to their meanings below.

-Упражнение 5, с. 103

Complete the sentences with the words below.

-Упражнение 6, с. 103

Match the words to form collocations.

-Группа 206, русский язык

Тема: Подготовка к ГИА.

Внимание!

Информация о сдаче ГИА по русскому языку

для обучающихся

выпускной группы 206

Уважаемые обучающиеся!

Скоро у вас будет проходить Государственная итоговая аттестация по русскому языку, которая будет проводиться в форме письменной работы (сочинение-рассуждение по предложенному тексту).

С целью подготовки к ГИА я предлагаю вам примерный алгоритм работы над сочинением и для ознакомления пояснительную записку и критерии оценивания сочинения:

Государственная итоговая аттестация по русскому языку является обязательной и проводится письменно в форме сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

Выпускник должен продемонстрировать умение анализировать содержание и проблематику предложенного текста; комментировать проблему предложенного текста; определять позицию автора текста; выражать и аргументировать собственное мнение, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания, жизненные наблюдения и общественный опыт (необходимо привести не менее двух аргументов); последовательно и логично излагать мысли; использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; оформлять высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.

Экзаменационное сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого учащегося, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст учащегося.

Объем сочинения – не менее 250 слов.

Продолжительность написания экзаменационного сочинения составляет 3

часа.

 Оценивание сочинения-рассуждения по предложенному тексту

 

Оценивание     сочинения-рассуждения  по  предложенному тексту осуществляется по 3-м критериям:                                                     

1.  Соответствие работы структуре сочинения по предложенному тексту.

2.  Содержание и речь.

3.  Грамотность.

Например:

оценка за соответствие структуре сочинения по предложенному тексту – 4;

оценка содержание и речь – 5;

оценка за грамотность – 4.

По трем оценкам выводится средний балл. в данном примере средний балл - 4.

Как писать сочинение по исходному тексту.

Структурные  (композиционные)  части  сочинения - рассуждения.   

 

Содержание  (план)

Языковые  средства  (клише)

Вступление    Цель вступления – подвести к формулировке проблемы.

Основная  часть.  Анализ  исходного  текста.

Определение  проблем,

которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа  тексте (фрагменте, отрывке).

 

Формулировка основной проблемы исходного текста.

 

  Первый способ формулирования проблемы текста – ПРОБЛЕМА  (ЧЕГО?) существительное в Р.п.

  Второй способ формулирования проблемы – ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

 

Формулировка в виде вопроса поможет выразить мысль более точно и глубоко.

В данном тексте  автор поднимает проблему (чего?) …

  Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой влияния человека на природу.

  Автор обращает внимание читателей на проблему ответственности человека перед самим собой.

  Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой проблеме посвящает свой текст…

  Автор текста размышляет над судьбой русского языка и предлагает читателям задуматься над следующей проблемой: обогащается  или портится русский язык благодаря заимствованиям?

  Что может помочь не только выжить в нечеловеческих условиях, но и не утратить человеческого  достоинства? Эту проблему рассматривает автор на примере сложной судьбы…

Позиция автора текста

       к  сформулированной  проблеме  исходного текста:

  как, на каком материале автор раскрывает проблему?

  на чем заостряет внимание?

  какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

  какие эмоции автора выражены в тексте?

  какие примеры он приводит, размышляя над поставленным вопросом?

  как автору удалось привлечь к ней внимание?

Следует помнить, что комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

  Автор раскрывает проблему на примере…

  Автор обращает наше внимание на…

  Автор особо подчеркивает, что…

  Автор доказывает (убеждает, приглашает к

  размышлению…)

  Автор осуждает (одобряет, иронизирует, восхищается, удивляется)…

  Автор не случайно использует слово (слова)…

  Автор упоминает (кого? что?)  с целью…

  Автор подчеркивает, замечает, указывает на…

  Автор размышляет (над чем)…

  Автор высказывает интересное предположение…

  Автор анализирует, характеризует, описывает, разбирает…

Комментарий позиции  автора

текста  по прокомментированной  проблеме.

 Позиция  автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.

Что хотел сказать читателям автор? Какова была цель его высказывания?  Как сам автор относится к поставленной проблеме?  Чему учит текст?

 

 Если проблема текста – это вопрос, то позиция  автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает.

  Позиция автора такова: …

  Автор считает, что…

  Автор стремится донести до читателя мысль о   том, что …

  По мнению автора, …

  Всей логикой повествования автор убедительно  доказывает, что…

  Автор убеждает нас в том, что…

  В тексте доказывается мысль о том, что…

  Авторскую позицию нельзя не увидеть в  утверждении…

  Точка зрения автора не только оригинальна, но  и глубоко продумана, выстрадана.    Автор…хочет донести до каждого читателя  свои самые  сокровенные (важные) мысли.      Позиция автора ясна и сформулирована в тексте…

  Позиция автора (повествователя) в тексте не  сформулирована, но весь строй рассказа  (статьи) подводит нас к мысли…

Собственное   мнение(позиция учащегося)

по проблеме, поставленной автором текста (согласен или не согласен с автором).

В большинстве текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли целесообразно оспаривать.

Помните, что экзамен – это не место для неожиданных и смелых экспериментов.

Пытаясь любой ценой оспорить очевидное,  выставите себя в невыгодное положение.

 Другое дело, когда точка зрения автора вызывает у вас резкое возражение и вы уверены, что сможете подобрать веские аргументы в поддержку своей позиции.

  Автор, безусловно, прав, утверждая …

  Нельзя не признать правоту автора …

  Я полностью согласен с мнением автора…

  Я разделяю точку зрения автора…

  С позицией автора нельзя не согласиться. Во-первых, он приводит убедительные примеры, во-вторых…

  Не могу во всем согласиться с автором. Позиция автора близка мне, но…

  В основном соглашаясь с точкой зрения автора, хочется возразить ему лишь в одном…

  Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…

  Я считаю, что автор не прав, потому что…

  Я считаю необходимым возразить автору…

  Я думаю, следует не согласиться с автором…

  Мне кажется, автор не вполне прав…

Аргументация собственного мнения по проблеме

Мнение экзаменуемого должно быть не только формально заявлено  (Я согласен/

 не согласен с автором), но и подкреплено двумя аргументами.

Цель этой части работы – убедить адресата в чем-либо или изменить его мнение.

Рассуждение строится по схеме:

  тезис (положение, которое надо

доказать), 

  аргументация (доказательства, доводы),

  вывод (общий итог)

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…».

Основные типы аргументов:

  Факты, события;

  Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;

  пословицы и поговорки;

  примеры из личной жизни и жизни окружающих;

  примеры из художественной литературы.

 

  -Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы из художественной литературы.  Во-первых,…   Во-вторых, …  В-третьих, …

   В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства…

 

Заключение

Общий вывод о значении текста, оценка прочитанного.

Заключительная часть сочинения может быть:

  резюмирование (повторение в обобщенной форме основной идеи текста, позиции автора);

  риторический вопрос;

  призыв, обращение к читателю;

  использование цитаты;

  открытый финал.

 

  Проблема, которую поднимает автор, бесспорно, актуальна для современного читателя.  Данный текст заставляет задуматься (об ответственности людей за вечную гармонию жизни, о взаимоотношениях людей…).

  Данная проблема  актуальна и в современное нам время.

  В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на)…

  Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

 

Памятка выпускнику.

Что такое проблема?

Первая часть (соответственно, 1-ый абзац) сочинения – формулировка одной из проблем, поставленных автором текста (желательно, самой главной).

     Проблема — это сложный практический или тео­ретический вопрос, требующий решения, исследо­вания, например: проблема сохранения окружаю­щей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Выделяют различные категории (виды) проб­лем.

Философские проблемы затрагивают самые об­щие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проб­лемы связаны с деятельностью государственной вла­сти, партий или общественных групп. Экологичес­кие проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) про­блемы связаны с внутренними духовными качества­ми, которыми руководствуется человек, с опреде­ленными правилами поведения.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, част­ный случай, пример проявления какой-либо абст­рактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Её можно обозначить следующим образом:

 1) С помощью речевых клише: Автор NN  коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.

Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсу­дить, разрешить какую-либо проблему

Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например,  

Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими?

Над этими вопросами размышляет NN  в своём  очерке (рассказе, эссе и т. п.) или

Четь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту  для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который  остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в ...

Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше пони­мать события современности. Значит, соответст­вующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или  Почему человеку необходимо знать историю?

2. Что значит «прокомментировать» проблему?

Попробуй ответить на вопросы:

·                    Насколько актуально то, о чём пишет автор?

·                    Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

·                    По возможности коснись истории вопроса.

·                    Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.

Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:

1) от частных фактов к формулировке проблемы. На­пример: «Начиная разговор на эту тему, автор бук­вально «наступает на больную мозоль». Действитель­но, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случа­лось», «И это видели, а это, простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени...»

 

2) от формулировки проблемы к комментарию. Напри­мер: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды вели­кий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта пробле­ма в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например, в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».

   

 Можно также воспользоваться  речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской,  глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю NN, использует примеры из классической литературы,  приводит высказывания такого-то и пр.)

Можно выделить два типа комментария.

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

• Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

• На чем заостряет внимание? Почему?

• Какие имена (факты, события) упоминает ав­тор? Для чего?

• Какие эмоции автора выражены в тексте?

• Как выражено отношение автора к изобража­емому? В чем это проявляется?

• Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений поданному вопросу и т.п. Найди ответы на следующие вопросы:

• К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравст­венная и т.п.)

• Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

• Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?

• Почему эта проблема привлекла внимание автора?

• Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

• К каким выводам автор подводит читателя?

Следует помнить, что в любом случае ком­ментарий должен опираться на прочитанный текст.

Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логи­ческий переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что...

     Часто повествование в тексте ведётся от первого лица. В этом случае следует обратить особое внимание  на разграничение понятий «автор» и «рассказ­чик». Автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции словесного произ­ведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказ­чика. Ни в коем случае не отождествляйте образ рассказчика с образом автора! В частности, «я» в повествовании - всегда «я» рассказчика, но не автора.

    Смешение понятий «автор» и «рассказчик» мо­жет привести к фактической ошибке

    В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что учащийся легко ориентирует­ся в тексте и подтверждает свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий переска­зом или сплошным цитированием нельзя.

 

3. Как выявить позицию автора?

  Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

     Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

     Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скры­тый смысл, понимать иронию, раскрывать слож­ные метафоры и т.д.

     Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепри­знанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

Сформулировать позицию автора помогут ти­повые конструкции:

• Позиция автора такова:...

• Автор считает, что...

• Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...

• Автор убеждает нас в том, что...

• В тексте доказывается мысль о том, что...,

• Основная мысль текста заключается в том, что...

• Хотя позиция автора не выражена явно, ло­гика текста убеждает читателя в том, что...

    

 Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста. И тут на помощь придёт хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме.

 

    Можно написать:

«Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)»

Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например, так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения. (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение)»

    Комментируя авторскую позиции, можно воспользоваться и такими оборотами:

Автор

- посвящает свою статью;

- полемически заостряет проблему;

- эмоционально воздействует на читателя;

- делает читателя своим союзником;

- образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);

- раскрывает сущность поставленных проблем;

- точно формулирует мысль;

- заставляет читателя задуматься над проблемой;

- показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;

- пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;

- убеждает читателя в правоте своей позиции;

- пытается найти в читателе единомышленника; 

- ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;

- пишет интересно и ново о старых проблемах;

- говорит с тревогой о наболевших проблемах;

- открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

4. Как аргументировать свою позицию?

Аргументация - это приведение доказа­тельств, объяснений, примеров для обосно­вания какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы - это доказательства, приво­димые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, все, что может подтвердить тезис.

Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргу­менты ученика должны подтвердить или опро­вергнуть мнение автора.

Существуют различные виды аргументов (ло­гические, психологические, иллюстративные).

Логические аргументы - это доводы, апелли­рующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:

• научные аксиомы;

• положения законов и официальных докумен­тов;

• законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

• заключения экспертов;

• цитаты из авторитетных источников;

• показания очевидцев;

• статистические данные;

• примеры из жизни или художественной ли­тературы.

Психологические аргументы - это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувст­ва, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:

• эмоциональная убежденность пишущего;

• ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);

• примеры, вызывающие эмоциональный от­клик адресата;

• указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;

• апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).

Иллюстративные аргументы. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.

 

Тезис

 

Аргумент 1

 

 

Иллюстрации к аргументу 1

 

 

 

 

Аргумент 2

 

Иллюстрации к аргументу 2

 

 

Вывод

Речь человека - это показатель его интеллектуального и нравственного развития.

 

Правоту автора подтверждает опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявле­ния его характера.

 

Вспомним хотя бы Порфирия Головлева - героя романа М.Е. Салтыкова-Щедри­на «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не скверносло­вит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами (капустка, лампадка, маслице, маменька). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собствен­ности.

 

Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и мно­гое другое.

 

Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпа­на грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрица­тельный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо, оскорбляющее слух?

 

Таким образом, ничто не охарактеризует человека лучше, чем его речь.

 

При опровергающей аргументации возможны два варианта:

1) вы подбираете два аргумента, опроверга­ющие истинность позиции автора, а в заключении формулируете контртезис (мысль, противополож­ную авторской);

2) формулируя собственную позицию по пробле­ме, пишущий выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами.

 

В этой части работы вы должны строго следовать пра­вилам построения текста-рассуждения

Цель аргумен­тации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

• тезис (положение, которое надо доказать);

• аргументация (доказательства, доводы);

• вывод (общий итог).

Однако следует помнить, что от вас требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Тезис — это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис сов­падают. Обратите внимание на то, что вы должны пос­тараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Типичная ошибка всех пишущих сочинение заклю­чается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного вре­мени. Аргументы «за» должны быть:

• правдивыми, опираться на авторитетные источники;

• доступными, простыми, понятными;

• отражающими объективную реальность, соответ­ствующими здравому смыслу.

Критерий 4 гласит:    Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, постав­ленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)

    Попробуем разобраться, что можно считать жизненным опытом, а что – читательским?

 

 

Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических  ошибок.

Например: Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремится к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа «Война и мир»  Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они стремились стать лучше, добрее, чище…

Когда вы будете обращаться  к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о

М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям  К 11, К 12.   

 

При работе с той частью сочинения, в которой вы будете приводить аргументацию своего мнения,  можно воспользоваться такой схемой:

   Я думаю, что проблема, затронутая автором, является очень (значимой, актуальной, злободневной, острой и т. д.), поскольку многим приходится в жизни сталкиваться с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми)

Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении;, возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственное видение проблемы и др.

Можно воспользоваться и такими выражениями:

NN открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по0новому взглянуть на….

Словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.

 

 

Приводя аргументы из жизни окружающих, ты можешь написать:

Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…

Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством).

Если приводишь в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения, можешь воспользоваться такими фразами:

Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни:

ИЛИ: Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …

Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает твою аргументацию довольно сильной.

Ссылки на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.

   «Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характерис­тики: известный русский писатель, выдающийся уче­ный, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...; Любой ис­торик скажет вам, что...; Большинство врачей счи­тают, что...; Как установлено японскими учеными... и т. п.

  Закончив ту часть сочинения, в которой ты приводил собственную аргументацию, выражая согласие или несогласие с позицией автора, НЕ ЗАБУДЬ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, НАПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ К СОЧИНЕНИЮ.

Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

1. Вступление.

2. Формулирование проблемы.

3. Комментарий.

4. Авторская позиция.

5. Ваше мнение (согласие/несогласие с пози­цией автора).

6. Первый аргумент.

7. Второй аргумент.

8. Вывод.

     Все части работы должны быть взаимосвяза­ны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развертывания мыс­ли, продумать логические переходы между час­тями. Каждую часть следует начинать с новой строки. Отсутствие связок между абзацами - ти­пичный недочет сочинений, за который снимают баллы по критерию К5. Кроме того, к типичным ошибкам относятся отступления от темы, несо­размерность частей, нарушение последователь­ности изложения мыслей, отсутствие связи меж­ду предложениями.

 

    Работаем над вступлением

Важно помнить, что основная цель вступле­ния - подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

1. Проблемный вопрос.

Может ли компьютер заменить книгу? Та­кова проблема, которая привлекла внимание ав­тора.

2. Общие сведения об обсуждаемой проблеме.

Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и чело­века. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут живот­ные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова также посвящен проблеме экологии...

3. Ссылка на авторитетное мнение по воп­росу, близкому к обсуждаемой проблеме.

Психологи утверждают, что зависимость от телевидения - это настоящая болезнь многих чле­нов современного общества. Действительно, каж­дому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом - благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин.

4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуа­ции, связанные с проблемой текста.

Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословя­щих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спо­койное бездействие. Проблему равнодушного от­ношения людей к окружающему их злу поднимает автор.

5. Создание определенного эмоционального настроя.

Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.

6. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.

Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных сорев­нованиях, лето в лагере отдыха... Сколько свет­лых детских воспоминаний хранит память! По­чему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.

7. Цитата из исходного текста (или друго­го источника), связанная с рассматриваемой проблемой.

«Можно ли представить современный мир, ли­шенный печатного знака?» пишет Юрий Бонда­рев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Ли­хачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», ~ по­скольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.

8. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, лите­ратуровед и общественный деятель, в своих вы­ступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура - это высшая ценность жизни. В приве­денном тексте затрагивается проблема, выдви­нутая именно Д. С. Лихачевым, ~ проблема эколо­гии культуры.

В любом случае вступление не должно быть очень объемным, должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и сти­листически.

Работаем над заключением

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.

1. Обобщение основных мыслей автора - са­мая типичная и логичная концовка сочинения.

Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радост­ное, по-детски непосредственное восприятие жиз­ни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчер­кивая ее актуальность.

Художественная литература дарит нам не­сметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

3. Призыв, обращение к читателю.

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, кото­рые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощуще­ний. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем?

4. Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цита­та будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшо­го фрагмента, который содержит ключевые слова

текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

В заключение я хочу снова обратиться к мыс­ли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!

Несколь­ко полезных советов.

1. Проверьте, правильно ли вы записали фами­лию автора. К сожалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже известных писателей и публицистов.

2. Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить факти­ческую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок.

3. При формулировании проблемы и авторской позиции старайтесь избегать сложных авторских метафор. Лучше высказать соответствующие мысли своими словами.

4. Не обязательно указывать стиль речи, к кото­рому относится текст. Обычно предложения типа Текст относится к публицистическому стилю, что называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с последующими мыслями сочинения. Гораздо реже встречаются оправданные упомина­ния о стиле речи, когда стилевая форма текста свя­зывается с его содержанием: Автор не случайно об­ращается к публицистическому стилю, поскольку его волнует такая социальная проблема, как...

5. Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грам­матическая ошибка.

6. Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т.п.), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высо­комерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.

7. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком и только черной гелевой пастой. Экс­перты проверяют сканированные копии работ. Текст, написанный шариковой ручкой, при скани­ровании теряется.

Чтобы определить проблему, поднятую в тексте, прежде всего, нужно понять, о чем этот текст, какова его тема. 

Тема – это «то, о чем повествуется, что описывается, – предмет речи». И начинать работу над сочинением нужно, разумеется, с чтения текста и определения его темы.

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследованиянапример: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

 Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем. 

В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Например:

Что делать, когда очень одиноко?

Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к созданию гнезда, семьи). Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те, девушка – и та не та. Чем раньше вы признаете уникальную драгоценность всего, что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.

Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия приходят в гости только во время произвольной или непроизвольной, но бездеятельности.

(В.К. Харченко)

Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что делать, когда очень одиноко? Далее автор излагает свое видение проблемы и предлагает варианты ее решения.

Однако тексты, предлагаемые на экзамене, призваны проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – сознательным чтением. Поэтому они, скорее всего, не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора и его реализации. Необходимо самостоятельно выявить проблематику текста, а это предполагает умение обобщать информацию.

Алгоритм работы с текстом:

            Прочитав текст, спросите себя: «На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте?»

            Ответы подчеркните.

            Одно из важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений произнесите с вопросительной интонацией (формулировка проблемы).

            Перечитайте текст. Заставил ли он задуматься о..? Если заставил, то проблема найдена.

            Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

-Группа 206, литература

Учебник «Литература, 11 кл., 2 ч.» О. Н. Михайлов

Тема: Литература 1950 – 1980 – х годов.

1.Знакомство с новым теоретическим материалом.

Литература 1950 – 1980 – х годов.

Работа с учебником.

Прочитать и кратко законспектировать материал учебника.

Новый тип литературного процесса. Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны, предшествующий «оттепели».

С. 386

2.Знакомство с материалом из дополнительных источников.

Особенности развития литературы 1950 - 1980 годов

Противоречивый характер «оттепельных» реформ породил пафос нонконформизма, на основе которого объединялись художники, противостоящие официальной политике в сфере искусства. Инакомыслие художников в политических кругах было названо диссидентством, а в творческих — андеграундом. Искусство андеграунда образовало противоположный соцреалистическому искусству полюс. Между этими крайними точками протекала многогранная, интересная творческая жизнь, основу которой составили поиски путей обновления изобразительно-выразительного языка искусства.

Развитие литературы в период 1950 — 1980-х годов связано прежде всего с восстановлением принципов реалистического искусства. Процесс этот был обусловлен общественно-историческими обстоятельствами. Литература восстанавливала утраченное соцреализмом 1940 — 1950-х годов социально-аналитическое начало, а многие явления социально-экономического, политико-идеологического характера в действительности были далеки от идеала и нуждались в серьезном осмыслении. Богатейшими возможностями художественных средств реализма пользовались такие прозаики, как Ю. В. Трифонов, Ю. П. Казаков, А. И. Солженицын, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, В.М. Шукшин, В. Г. Распутин, Ю. В. Бондарев и др. При этом неотъемлемой частью литературного процесса 1950 — 1960-х годов являлись «нетрадиционные» для соцреализма модернистские и авангардистские тенденции.

С модернистской эстетикой было связано творчество А. А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого, В. П. Катаева, В. А. Каверина, В.Т. Шаламова. В 1950 — 1960-е годы литературный модернизм пережил второе рождение в новаторской поэзии Е. А. Евтушенко, Д. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы, И.А. Бродского, в прозе В.П. Аксенова, А.Г. Битова, С. Д. Довлатова.

Авангардные поиски в литературе вели поэты Г. Н. Айги, В.А. Соснора и др. Особенность авангарда 1960-х заключается в том, что он был противопоставлен не только официальной советской идеологии, но и романтическим идеалам "шестидесятников". Поэты-авангардисты отрицали всякую зависимость от любых ограничений художественного творчества, будь то политический диктат или рамки традиций.

Переосмысление некоторых эстетических категорий происходило и в реалистической литературе, даже в той, что разрешалась цензурой к печати. Так, этой литературой утверждалось достоинство частного, даже негероического человека. Вспомним, что в советской идеологии героическое понималось как действие, направленное на преобразование действительности, а искусство соцреализма объявлялось «героическим по преимуществу». Последующее развитие литературы переориентировало критерий героического на другие нравственные категории. Литературовед В. Я. Лакшин в статье "Писатель, читатель, критик" (1965) напоминал, что героем человека делает не только подвиг, понимаемый как деяние, направленное вовне, но и постоянное внутреннее подвижничество. После распада СССР в журнале «Знамя» (1992, № 11) в статье критика-эмигранта П. Вайля и вовсе была провозглашена «смерть героя», на смену которому в качестве нормы в литературу пришел «частный» человек.

Постепенно разнообразились и художественные средства реалистической литературы второй половины XX века. В период 1970 — 1980-х годов авторы активно использовали художественные приемы явной, «вторичной» условности. Психологический реализм сочетался с элементами фантастки и сюрреализма. В целом условные ситуации и обстоятельства, смещение временных и пространственных пластов, притчеобразие и мифоподобие в прозе и драматургии — средства, которыми охотно пользуются современные реалисты.

В период правления Л.И. Брежнева политика власти в отношении инакомыслящих представителей художественной культуры спровоцировала новый, третий поток эмиграции. В 1970 - 1980-е годы СССР покинули В. П. Аксенов, И. А. Бродский, Г. Н. Владимов, В. Н. Войнович, Ф. Н.Горенштейн, С.Д .Довлатов, А.А. Галич, Ю. М. Кублановский, В. Е. Максимов, С. Соколов и др., был выслан из страны А. Солженицын и многие другие. Их творчество формировалось под влиянием не только русской классической литературы, творчества М. И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака, А. П. Платонова, по и популярной в 1960-е годы в Советском Союзе американской и латиноамериканской литературы. Этим объясняется эстетическое разнообразие русской эмигрантской литературы третьей волны: от реализма до постмодернизма. Оторванные от родины, не принятые «старой эмиграцией», писатели создавали свои альманахи и журналы, из которых наиболее известны парижский «Континент», американские газеты «Новый американец» и «Панорама», журнал «Калейдоскоп», израильский журнал «Время и мы», мюнхенский — «Форум». В период 1985 — 1991 годов в результате ослабления цензуры были опубликованы острокритические статьи, предметом обсуждения в которых стали "деформации социализма", произошедшие за 70 лет существования системы. «Прорабами перестройки», поддержавшими политику М.С. Горбачева, стали «шестидесятники», они рассматривали деятельность Горбачева как продолжение антисталинских реформ «оттепели».

Границы между официальной культурой и возникшими еще в недрах советского государства субкультурами были окончательно взорваны. Пользуясь терминологией Ю. М. Лотмана, можно сказать, что отечественная культура на рубеже 1980 — 1990-х голов оказалась в ситуации «взрыва». Это, с одной стороны, усложнило, а с другой — разнообразило общественно-культурную жизнь страны. Постепенно налаживались контакты с эмигрантами третьей волны, снимались запреты с их публикаций.

В результате смягчения политико-идеологического давления в "толстых" литературно-художественных журналах "Новый мир", "Дружба народов", "Октябрь" и других были опубликованы произведения, многие годы хранившиеся в спецхранах и получившие определение "возвращенная литература". Среди них произведения Платонова, Ахматовой, Гроссмана, Пастернака, Булгакова, Твардовского, Трифонова, Домбровского, Тендрякова, Солженицына и др. В то же время в литературу вошло новое поколение писателей: B.C. Маканин, Р.Т. Киреев, Т.Н. Толстая, Л.С. Петрушевская, В. Н. Крупин, Т.Ю. Кибиров и др.

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: "Академия", 2010

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Задания для дистанционного обучения по предмету «Английский язык» преподаватель: О. В. Порохня Группа 401, 306 вторник, 24.05.22 г...