четверг, 17 марта 2022 г.

 

Задания для дистанционного обучения

по предмету «Английский язык», «Литература»

преподаватель: О. В. Порохня

Группы 206, 208, 401, 208

четверг, 17.03.22 г.

-Группа 206, ГИА по русскому языку

1)Написать сочинение – рассуждение по предложенному тексту:

26.   Рядом через века

 

О собаках написано много книг. Человеку всегда, во все времена приносили помощь четвероногие помощники.

Собака – самое необыкновенное существо, прошедшее рядом с человеком долгую дорогу через века. Мы при всем своем разном отношении к собакам редко когда задумываемся об историческом значении шагания у ноги человека этого замечательного животного.

Много веков эти два существа идут по пути исторической эволюции бок о бок. Они неразрывно связаны, практически не могут обходиться друг без друга, и в психологическом понятии не только зависимы, но и не могут просто существовать один без другого. И чем более высокого интеллектуального и духовного уровня достигает человек в своем эволюционном прогрессе, тем ему более необходимо общение и присутствие другого, не похожего на него существа. Собака воплощает в себе часть представительства дикой природы. Человек уже не обитает в пещерах, не одевается в шкуры, не зависит от успеха охоты и вообще свое существование не ставит в зависимость от природных условий. Человек прошел длительный путь совершенствования и прогресса, но стал ли он от этого другим? Это все тот же человек, которому в тяжелую душевную минуту, чтобы обрести внутреннее равновесие, необходимо положить ладонь на голову безмолвно присутствующего четвероногого друга и увидеть в ответ глубокий преданный взгляд карих глаз. И как же бывает несправедлив человек к четвероногому товарищу. Как только собаки не служили своему кумиру, одевая и кормя его охотой, развлекая и веселя его своими проделками, отдавая жизнь на поле брани или на столе экспериментатора во имя спасения все той же человеческой жизни, служа вьючным, ездовым и мясным скотом. Ни одно животное в мире рядом с человеком не освоило столько профессий, как собака. И все это только за право жить или находиться рядом со своим кумиром, за право умереть, глядя на него или получить жалкую подачку из его рук.

Собака представляет собой уникальное природное существо. Ему нет равного в животном мире. Только собака способна добровольно положить свою жизнь на жертвенный алтарь дружбы, не требуя взамен ничего. Собачья признательность не ослабевает никогда. Это существо каждый раз расстается со своим хозяином как навсегда и встречает его даже после минутной разлуки точно так же, как если бы он вернулся из небытия.

Нам обязательно возразят, что существуют, дескать, собаки агрессивные, откровенно злые и способные укусить руку, дающую кусок. Существуют. Характер собаки так же разнообразен, как и у человека. Есть собаки ленивые, самоотверженные, умные и глупые. Встречаются среди них агрессивные и коварные. Но и за это в ответе только человек. Собака, как в зеркале, отражает натуру человека, ею владеющего. Владелец  собаки всегда получает того питомца, которого желает заполучить или же которого он не хотел бы заполучить. Человек сам как бы является границей в формировании собачьего интеллекта. Чем больше общение собаки с людьми, чем больше времени она проводит в людском сообществе, тем совершеннее ее умственные способности, ее разумность и сообразительность.

 

(448 слов)        (По О. Малову)           Олег Малов – известный охотничий литератор.

2)Вспомогательные материалы:

а)Пояснительная записка

 

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в XI (XII) классах является обязательной и проводится письменно в форме сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

Выпускник должен продемонстрировать умение анализировать содержание и проблематику предложенного текста; комментировать проблему предложенного текста; определять позицию автора текста; выражать и аргументировать собственное мнение, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания, жизненные наблюдения и общественный опыт (необходимо привести не менее двух аргументов); последовательно и логично излагать мысли; использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; оформлять высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.

Экзаменационное сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого учащегося, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст учащегося.

Объем сочинения – не менее 250 слов.

Продолжительность написания экзаменационного сочинения составляет 3

часа.

 

Оценивание сочинения-рассуждения по предложенному тексту

 

Оценивание     сочинения-рассуждения по            предложенному                                       тексту осуществляется по 3-м критериям:

1.                   Соответствие работы структуре сочинения по предложенному тексту.

2.                   Содержание и речь.

3.                   Грамотность.


Оценка

Соответствие работы структуре сочинения по предложенному  тексту

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Формулировка проблем предложенного текста.

Правильно сформулирована одна из проблем предложенного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

2. Комментарий к сформулированной проблеме предложенного текста.

Сформулированная проблема  прокомментирована с опорой на предложенный текст. Приведен пример (цитата) из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы предложенного текста, в комментарии нет.

3.   Отражение позиции автора

предложенного текста.

Правильно сформулирована позиция автора (рассказчика) предложенного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора предложенного текста, нет.

4.      Отражение собственной позиции по проблеме, поднятой автором.

Сформулирована собственная позиция по прокомментированной проблеме (согласие или несогласие с автором).

5.   Аргументация собственного мнения по проблеме.

Выражено мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста (согласие или несогласие с позицией автора), представлена его аргументация (приведено не менее 1-го аргумента из художественной, публицистической или научной литературы; второй аргумент опирается на исторические события, факты из жизни известных людей и пр.)

*Если приведен только один пример из литературы, который глубоко аргументирует высказанное мнение, оценка по данному критерию не снижается.

Содержание излагается

последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается:

1 орфографическая

или 1 пунктуационная

 и 1 грамматическая ошибка.

«4»

Отсутствует 1 из 5 позиций, кроме первой: правильно не сформулирована ни одна из проблем предложенного текста.

В таком случае по этому критерию выставляется 0 баллов.

В содержании имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические

ошибки.


«3»

Отсутствует 2 из 5 позиций, кроме первой.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

4 орфографических и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок; 2 орфографические и 6 пунктуационных ошибок;

1 орфографическая и

7 пунктуационных ошибок; 8 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Отсутствует 3 из 5 позиций, кроме первой.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и  до 7 речевых недочетов.

Допускается:

7 орфографических и7 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок;

6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок;

5 орфографических и

9 пунктуационных ошибок;

4 орфографических и

10 пунктуационных ошибок; 3 орфографические и 11 пунктуационных ошибок; 2 орфографические и 12 пунктуационных ошибок, 1 орфографическая и пунктуационных ошибок;

13   пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

Отсутствует 4 из 5 позиций, кроме первой.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Имеется 8 и более орфографических и 7 и более пунктуационных ошибок, а также 7 и более грамматических ошибок.

Итоговая оценка за работу выставляется с учетом всех 3-х критериев. Например:

оценка за соответствие структуре сочинения по предложенному тексту – 4;

оценка содержание и речь – 5;

оценка за грамотность – 4.

СС:

1-0-1-1-0

«3»

СР:

0-0

«5»

I-V-Г:

1-0-1

«5»

 

Запись учителя в работе выглядит следующим образом:

 

«3»+ «5» + «5» =13:3=4.3=4

 

 

Итоговая оценка: «4» Оценка заверяется подписью председателя и всех членов комиссии.

Председатель аттестационной комиссии                                                                                                        инициалы, фамилия Члены комиссии:                                                                                 инициалы, фамилия

   инициалы, фамилия

На работы, оцененные на «2» и «5», пишутся рецензии, которые заверяет только учитель.

 

б) Оформление письменной работы.

Письменная работа пишется на двойном листе в линию, который подписывается следующим образом:

 

(1 – я страница, на седьмой строке сверху:)

Работа

на государственную итоговую аттестацию

по русскому языку

(сочинение – рассуждение по предложенному тексту)

за курс среднего общего образования

обучающегося группы 206

Иванова Ивана Ивановича

 

(2 – я страница, первая строка сверху:)

Рядом через века

(С абзаца начинаете писать сочинение – рассуждение, каждый новый пункт – с нового абзаца. Если не хватит места, берете еще двойной лист и продолжаете писать на нем, подписывать его уже не надо, потом вложите его в работу.)

 

в) Черновик обязательный.

(Берете двойной лист в линию и подписываете следующим образом:

На седьмой строке сверху:)

Черновик

обучающегося группы 206

Иванова Ивана Ивановича

 

(2 – я страница, первая строка сверху:)

Рядом через века

План

В качестве плана можете взять следующий образец:

 

1.Проблема

(Выбрать одну из указанных проблем и раскрывать ее в своем сочинении – рассуждении:

Нравственная проблема исторического значения шагания у ноги человека собаки.

(или

Нравственная проблема исторического значения собаки в жизни человека.

или

Роль собаки в жизни человека

или

Какими качествами обладает собака?)

 

2.Комментарий автора к поставленной проблеме.

(Сформулированную проблему надо прокомментировать с опорой на предложенный текст, привести 1 – 2 примера (цитаты) из прочитанного текста, важные для понимания проблемы).

 

3.Позиция автора предложенного текста.

Необходимо правильно сформулировать позицию автора текста по прокомментированной проблеме.

 

4.Собсвенная позиция.

(Сформулируйте собственную позицию по прокомментированной проблеме (согласие или несогласие с автором).

 

5.Аргументы.

- два аргумента из художественной литературы

или

 – один пример из художественной литературы

и

- один пример из жизни, жизненного опыта, истории.

 

6.Заключение.

2 – 4 предложения как итог к вышесказанному.

 

-Группа 208, литература

Учебник «Литература, 11кл., 2 ч.» О. Н. Михайлов

Тема: Творчество В. П. Астафьева. Ф. А. Абрамов. Жизнь и творчество.

1.Работа с учебником.

Прочитать и кратко законспектировать материал учебника.

Крест бесконечный Виктора Петровича Астафьева (1924-2001).

С. 404-407

2.Федор Александрович Абрамов (1920 – 1983)

Прочитать и составить план – конспект ответа.

С. 408 – 410

3.Ознакомление с дополнительным материалом.

1)Жизнь и творчество В. П. Астафьева.

Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая[7][8] 1924, село ОвсянкаЕнисейская губернияСССР — 29 ноября 2001КрасноярскРоссия) — русский писатель, эссеист и драматург, сценарист. Герой Социалистического Труда (1989). Кавалер ордена Ленина (1989). Лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991), Государственной премии РСФСР имени М. Горького (1975) и двух Государственных премий РФ (1995, 2003 — посмертно). Член Союза писателей СССР. Участник Великой Отечественной войны.

Биография

Виктор Петрович Астафьев родился 1 (по другим сведениям — 2) мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Петра Павловича Астафьева (1901—1979[9]) и Лидии Ильиничны Потылицыной (1902—1931[9]). Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев был осуждён к лишению свободы за вредительство. В 1931 году, во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих находилась она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавной бон и утонула. Виктору тогда было семь лет. После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и ещё раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании, однако после серьёзного проступка в школе был направлен в детский дом.

Окончив школу ФЗО, работал на станции Базаиха сцепщиком и составителем поездов[10]дежурным по станции.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт несмотря на то, что как железнодорожник имел бронь. Призван Советским РВК Красноярского края. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом 92-й тяжёлой гаубичной артиллерийской бригады 17-й артиллерийской дивизии прорыва Резерва Главного Командования (РГК), после тяжёлого ранения (контузия) в конце Великой Отечественной войны служил во внутренних войсках на Западной Украине. 14.03.1945 г. из эвакогоспиталя (ЗГ) № 5438 прибыл в 15 запасную стрелковую дивизию (зсд), затем — на Краснодарский военно-пересыльный пункт (ВПП), а оттуда же выбыл в Полтавскую высшую школу штурманов (ПВШШ) авиации ВВС (с 1941 года в Краснодаре/Кубани).

Был награждён орденом Красной звезды (21.04.1944), медалями «За отвагу» (25.11.1943), «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией».

В бою 20.10.43 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрав обрывки кабеля, и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём.

— Из наградного листа на медаль «За отвагу»[11]

Демобилизовался в звании «красноармеец» в 1945 году, уехал на Урал, в город Чусовой Молотовской области (ныне Пермский край); работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В том же году женился на Марии Семёновне Корякиной; у них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948—1987) и сын Андрей (род. в 1950 году). Астафьев имел также двух приёмных дочерей — Анастасию (1975 г.р.) и Викторию (1984 г.р.).

С 1951 года работал в редакции газеты «Чусовской рабочий», где впервые опубликовал свой рассказ («Гражданский человек»). Писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове (ныне Пермь) в 1953 году.

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР.

В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.

В 1962 году Астафьев переехал в Пермь, в 1969 году в Вологду, а в 1980 году уехал на родину — в Красноярск.

С 1989 года по 1991 год Астафьев был народным депутатом СССР.

Подписал «Римское обращение» (участников конференции «Национальные вопросы в СССР: Обновление или гражданская война?») в октябре 1990 года.

5 октября 1993 года подпись Астафьева появилась в «Письме 42-х» в поддержку силового разгона съезда народных депутатов и Верховного Совета России. По утверждению поэта Юрия Кублановского, Астафьев заявлял, что его подпись поставили без спроса[12].

Творчество

Важные темы творчества Астафьева — военная-патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в газете «Чусовской рабочий». Ранние повести Астафьева «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал» вызвали внимание критики: Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что им свойственны «суровая, корявая шершавость звучания, неприглаженность, необструганность деталей и образов», «живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз»[13].

Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего-воина — обезличенного ваньки-взводного, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак» и списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.

Суровое, на грани подцензурного, изображение горьких и неприглядных сторон жизни свойственно и произведениям Астафьева из мирной жизни. Одним из первых он упомянул в печати (в «Краже», «Последнем поклоне») о «голодном 1933 годе», писал о подростковой жестокости, криминализованности советского общества как в довоенное время, так и при «развитом социализме», о наличии в нём обширного маргинального слоя, прозябавшего в темноте, насилии и саморазрушении, о неустоявшейся культуре и мелочности жизненных целей «городских», «выучившихся». В повести «Царь-рыба» (рассказ «Не хватает сердца») автор пишет про покорение Сибири ХХ века, в произведении описывается быт заключённых в трудовых лагерях, жестокое обращение начальника стройки с людьми.

Виктор Астафьев не боялся упоминать о произведениях Александра Солженицына. В частности, автор писал про «Раковый корпус», «В круге первом»[источник не указан 576 дней]

Я считаю унизительным для себя, бывшего солдата и русского писателя, читать под одеялом, критиковать власти бабе на ушко, показывать фигушки в кармане, поэтому не пользуюсь никакими «Ну, а…», даже радио по ночам не слушаю.

— «Не хватает сердца»

Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х годов), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».

Книги Астафьева за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного и деревенского быта были популярны в СССР и за рубежом, в связи с чем они были переведены на многие языки мира.

Романы

·        «До будущей весны» (1953)

·        «Тают снега» (1958)

·        «Синие сумерки»

·        «Прокляты и убиты» (1995)[14][15][16]

Повести

·        «Ангел-хранитель» (1968)

·        «Перевал» (1958)

·        «Стародуб» (1960)

·        «Звездопад» (1960—1973)

·        «Кража» (1966)

·        «Где-то гремит война» (1967)

·        «Последний поклон» (1968)

·        «Слякотная осень» (1970)

·        «Царь-рыба» (1976)[17]

·        «Ловля пескарей в Грузии» (1984)

·        «Печальный детектив[en]» (1987)

·        «Так хочется жить» (1995)

·        «Обертон» (1995—1996)

·        «Фотография, на которой меня нет» (1968)

·        «Из тихого света» (1961, 1975, 1992, 1997) (попытка исповеди)

·        «Весёлый солдат» (1998)

·        «Васюткино озеро»

·        «Стрижонок Скрип»

·        «Зачем я убил коростеля?»

·        «Бабушка с малиной»

·        «Гуси в полынье»

·        «Без приюта»

Современная пастораль

·        «Пастух и пастушка» (1967—1971—1989)

·        «Людочка» (1987)

·        «Конь с розовой гривой» (одна из глав повести «Последний поклон») (1968)

Пьесы

·        «Прости меня» (1980)

2)Краткое содержание повести В, П, Астафьева «Царь – рыба».

Иллюстрация А. Веркау

Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьём, опытом предков и собственным, обретённым за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознаёт незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы». С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почёл азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу...». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осётр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждёт смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» — молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!..»

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осётр жмётся к нему потому, что их обоих ждёт смерть. В этот момент человек начинает вспоминать своё детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжёлым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой, попадётся коды — отпушшайте сразу».

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за его дурные поступки.

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее... её-еээээ... Гла-а-аша-а-а, прости-и-и». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мёртвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

3)Жизнь и творчество Ф. А. Абрамова.

Фёдор Александрович Абра́мов[6] (29 февраля 1920, село ВерколаАрхангельская губерния[4] — 14 мая 1983Ленинград) — русский советский писатель, литературовед, критик и публицист. Один из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы», значительного направления советской литературы 1960—1980-х годов. Лауреат Государственной премии СССР (1975).

Биография

Фёдор Александрович Абрамов родился в крестьянской семье, был младшим из пяти детей. Отец: Александр Степанович Абрамов (1878—1921), занимался извозом в Архангельске. Мать: Степанида Павловна, урождённая Заварзина (1883—1947), крестьянка из староверов. Когда Фёдору был год, умер его отец.

После окончания Веркольской начальной школы-четырёхлетки Абрамов пошёл в 5 класс в Кушкопальскую школу. В 1933 году Фёдор переехал в райцентр — село Карпогоры (45 км от Верколы), чтобы закончить десятилетнюю школу. В 1938 году после окончания с отличием средней школы был зачислен без экзаменов на филологический факультет Ленинградского университета.

После третьего курса, 24 июня 1941 года ушёл добровольцем в народное ополчение. Служил пулемётчиком 377-го артиллерийско-пулемётного батальона, в сентябре 1941 года был ранен в руку, после короткого лечения вновь вернулся на передовую. В ноябре 1941 года был тяжело ранен (пулей перебиты обе ноги), лишь по случайности обнаружен бойцом похоронной команды, собиравшей убитых. Провёл блокадную зиму 1941—1942 года в ленинградском госпитале, в апреле 1942 года был эвакуирован по льду Ладожского озера одной из последних машин. По ранению получил отпуск на 3 месяца, преподавал в Карпогорской школе. В июле 1942 года признан годным к нестроевой службе, поскольку полностью оправиться от ранений не удалось, и вновь был призван на военную службу. С июля 1942 года был заместителем командира роты в 33-м запасном стрелковом полку в Архангельском военном округе, с февраля 1943 года — помощником командира взвода Архангельского военно-пулемётного училища. С апреля 1943 года был переведён в отдел контрразведки «Смерш» Архангельского военного округа[7] на должность помощника оперуполномоченного резерва, с августа 1943 года — следователь, с июня 1944 года — старший следователь следственного отделения отдела контрразведки[8]. О том времени написал автобиографическую повесть «Кто он?», опубликованную его вдовой после его смерти[9]. Член ВКП(б) с марта 1945 года. Демобилизован осенью 1945 года. Увольнение Фёдора Абрамова из органов военной контрразведки подтверждено приказом начальника Главного управления контрразведки «Смерш» генерал-полковника В. С. Абакумова от 22 октября 1945 года[10].

Окончил с отличием филологический факультет Ленинградского государственного университета (1948) и поступил в аспирантуру ЛГУ. В 1949 году, в бытность аспирантом, участвовал в травле профессоров-«космополитов» (Бориса ЭйхенбаумаГригория ГуковскогоМарка Азадовского и других): статья с его соавторством «В борьбе за чистоту марксистско-ленинского литературоведения» была напечатана в июле 1949 года в журнале «Звезда»[11]. Этих эпизодов своей карьеры Абрамов впоследствии стыдился[12].

Во время учёбы познакомился со своей будущей женой Людмилой Крутиковой (1920—2017) (впоследствии — литературным критиком, исследователем творчества И. А. Бунина). В 1951 году женился и защитил кандидатскую диссертацию по творчеству М. А. Шолохова. В 1951—1960 годах был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ.

В начале хрущёвской оттепели в 1954 году опубликовал в журнале «Новый мир» статью «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе», в которой выступил против лакировки положения дел на селе. Под угрозой увольнения из ЛГУ был вынужден признать ошибочность своей статьи. В 1956 году он возглавил в Ленинградском университете кафедру советской литературы.

В летние каникулы 1950 года на хуторе Дорище Новгородской области Абрамов начал писать свой первый роман «Братья и сёстры», который был закончен через шесть лет. В течение двух лет роман не принимали к публикации, писателю отказали журналы «Октябрь» и «Новый мир». В 1958 году роман был опубликован в журнале «Нева» и был доброжелательно встречен критикой. В 1960 году Абрамов оставил кафедру и стал профессиональным литератором, вступил в Союз писателей (рекомендатели Лев Плоткин и Михаил Слонимский).

В 1963 году в журнале «Нева» вышла повесть «Вокруг да около», вызвавшая постановление Ленинградского горкома КПСС об искажении колхозной жизни, редактор журнала снят с работы. Сначала в «Литературной газете» появились положительные рецензии Г. Радова «Вся соль в позиции» (5 марта 1963 года) и В. Чалмаева «Я есть народ» (26 марта 1963 года), но затем последовали разгромные статьи в «Советской России» (Колесов В. «Действительно, вокруг да около». 13.04.1963), «Ленинградской правде» (Беляев Н. «Нет, это не правда жизни». 28.04.1963), журнале «Коммунист» (Степанов В. «Сельская тема в очерках писателя». № 13, 1963) и др. Положительные отзывы изымали из уже набранных номеров газет и журналов. Повесть была названа «идейно порочной», а Ф. Абрамова несколько лет нигде не печатали. В июне 1963 года издательство «Флегон пресс» (А. Флегона) выпускает в Лондоне повесть в переводе Дэвида Флойда отдельной книгой под названием «Хитрецы». В начале июня 1963 года в газете «Пинежская правда», а чуть позже в газетах «Правда Севера» и «Известия» было напечатано открытое письмо от якобы земляков Фёдора Абрамова к писателю «К чему зовёшь нас, земляк?». Однако позже выяснилось, что письмо привезли в Верколу из райцентра и заставили людей, не читавших повесть «Вокруг да около», подписать его[13].

В 1979 году в газете «Пинежская правда» Фёдор Абрамов опубликовал открытое письмо к своим землякам «Чем живём — кормимся?», вызвавшее противоречивые отклики пинежан. Письмо было перепечатано в газете «Правда» с сокращениями и изменениями текста без ведома автора[14].

Награждён орденом Ленина (28.02.1980)[15]орденом Отечественной войны II степени (6.08.1946)[16] и медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

30 октября 1981 года Фёдор Абрамов выступил на авторском вечере в Останкино, который транслировался по телевидению на всю страну. Конспект этого четырёхчасового выступления был опубликован в 1993 году[17].

Ф. А. Абрамов умер 14 мая 1983 года в Ленинграде. Похоронен в селе Веркола на правом берегу реки Пинега; на левом берегу находится Артемиево-Веркольский монастырь, вопросом восстановления которого Абрамов был озабочен в конце жизни. В Верколе открыт музей Абрамова.

Литературная деятельность

С 1949 публиковал литературно-критические статьи о советской литературе. Первый роман «Братья и сёстры» (1958) вместе с романами «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973) образовал эпический цикл «Пряслины» (Пряслины — крестьянский род, о судьбе которого повествуют романы). За трилогию «Пряслины» Ф. Абрамову присуждена Государственная премия СССР (1975). Продолжением цикла стал роман «Дом» (1978).

Автор рассказов и очерков о колхозной жизни, повестей «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972), где крестьянский мир Русского Севера показан в его будничных заботах, горестях и радостях.

Несмотря на лауреатство, многие произведения Абрамова (как и у других писателей-деревенщиков) проходили в печать нелегко, с цензурными купюрами, вызывая упрёки в сгущении мрачных красок.

Уже после смерти писателя был опубликован роман «Чистая книга» — первая книга из задуманной Ф. Абрамовым трилогии, посвящённой раздумьям о судьбе России[18].

Избранные произведения

Братья и сёстры

Тетралогия под общим названием «Братья и сёстры»:

·        Братья и сёстры. (1958Роман. Часть 1.

·        Две зимы и три лета. (1968Роман. Часть 2.

·        Пути-перепутья. (1973Роман. Часть 3.

·        Дом. (1978Роман. Часть 4.

4)Краткое содержание романа «Дом»

·        Михаил Пряслин приехал из Москвы, гостевал там у сестры Татьяны. Как в коммунизме побывал. Дача двухэтажная, квартира пять комнат, машина... Приехал — и сам стал ждать гостей из города, братьев Петра и Григория. Показывал им свой новый дом: сервант полированный, диван, тюлевые занавески, ковёр. Мастерская, погреб, баня. Но те на все это внимания обращали мало, и ясно почему: в голове дорогая сестрица Лизавета засела. Михаил от сестры отказался после того, как та родила двойню. Не мог ей простить, что после смерти сына совсем немного времени прошло.

·        Для Лизы нет гостей желаннее братьев. Посидели за столом и пошли на кладбище: проведать маму, Васю, Степана Андреяновича. Там у Григория случился припадок. И хоть Лиза знала, что у него падучая, но все равно состояние брата её напугало. А ещё насторожило поведение Петра. Что же у них делается? Федор из тюрьмы не вылезает, её саму Михаил с Татьяной не признают, а оказывается, ещё у Петра с Григорием нелады.

·        Лиза братьям рассказывала, да и сами они видели, что народ в Пекашине другой стал. Раньше работали до упаду. А теперь положенное отработали — к избе. В совхозе полно мужиков, полно всякой техники — а дела не идут.

·        Для совхозников — вот времена! — разрешили продажу молока. По утрам и час, и два за ним стоят. А молока нет — и на работу не спешат. Ведь корова — это каторга. Нынешние не будут с ней возиться. Тот же Виктор Нетесов жить хочет по-городскому. Михаил вздумал его попрекнуть: отец, мол, тот, бывало, убивался за общее дело. «Заодно и Валю с матерью убил, — ответил Виктор. — А я хочу не могилы для своей семьи устраивать, а жизнь».

·        За дни отпуска Петр вдоль и поперёк исходил дом сестры. Если б не знал вживе Степана Андреяновича, сказал бы, что богатырь его ставил. И Петр решил отстраивать старый пряслинский дом. А Григорий стал за няньку Лизиным двойнятам, потому что саму Лизу Таборский, управляющий, поставил на телятник за болотом. Шла к телятнику — навстречу почтовый автобус. И первым спрыгнул с его подножки... Егорша, от которого двадцать лет не было ни слуху ни духу.

·        Дружкам Егорша рассказывал: везде побывал, всю Сибирь вдоль и поперёк исколесил и бабья всякого перебрал — не пересчитать. Богомольный дед Евсей Мошкин ему и скажи: «Не девок ты губил, Егорий, а себя. Земля держится на таких, как Михаил да Лизавета Пряслина!»

·        «Ах, так! — распалился Егорша. — Ну, посмотрим, как эти самые, на которых земля держится, у меня в ногах ползать будут». И продал дом Пахе-рыбнадзору. А в суд на Егоршу, на родного внука Степана Андреяновича, Лиза подавать не хотела. Что ж законы — а она по законам своей совести живёт. Михаилу поначалу управляющий Таборский так нравился, как редко кто из начальства — деловой. Раскусил он его, когда стали сеять кукурузу. Не росла «царица полей» в Пекашине, и Михаил сказал: сейте без меня. Таборский пытался его вразумить: не все равно, за что тебе платят по высшему тарифу? С того времени пошла у них с Таборским война. Потому что ловчила Таборский, но ловкий, не ухватить.

А тут мужики на работе сообщили новость: Виктор Нетесов да агрономша написали на Таборского заявление в область. И приехало начальство — управляющего чесать. Пряслин теперь смотрел на Виктора с нежностью: он веру в человека в нем воскресил. Ведь он думал, что в Пекашине у людей теперь только и дум, что зашибить деньгу, набить дом сервантами, детей пристроить да бутылку раздавить. Неделю ждали, что будет. И наконец, узнали: Таборского сняли. А новым управляющим назначили... Виктора Нетесова. Ну, у этого порядок будет, не зря его немцем прозвали. Машина, а не человек.

Паха-рыбнадзор тем временем разрубил ставровский дом и увёз половину. Стал Егорша подходить к селу, перекинул глаза к знакомой лиственнице — а в небе торчит уродина, остаток дедова дома со свежими белыми торцами. Только коня с крыши не взял Паха. И Лизе загорелось поставить его на прежнюю пряслинскую, Петром отремонтированную избу.

·        Когда Михаил узнал, что Лизу придавило бревном и её увезли в районную больницу, сразу кинулся туда. За все винил себя: не уберёг ни Лизу, ни братьев. Шёл и вдруг вспомнил тот день, когда на войну уходил отец.

-Группа 401, английский язык

Учебник «Английский язык, 10 кл.» В. Эванс

Тема: Деловая переписка. Американское высшее образование.

1. Ознакомление с новой лексикой.

3е, WL – 10 (1-10)

2. Ознакомление с теоретическим материалом. Деловая переписка.

Упражнение 1, с. 54

Decide which of the following features(1-8) a formal letter should have, then read the theory box and check.

3. Выполнение тренировочных упражнений.

а) Упражнение 2

Read the letter of application above and answer the questions.

б) Упражнение 3

Read again and find examples of the features of formal letters mentioned in ex. 1

c) Упражнение 5, с. 55

Look at the CV bellow and complete the headings with…

4. Чтение текста об американском высшем образовании и выполнение заданий к нему.

а) Упражнение 1, с. 57

Read about the school system in the USA. Answer the questions.

б) Упражнение 3, с. 57

Read the text and complete the gaps with the correct word from the brackets.

-Группа 208, английский язык

Учебник «Английский язык, 11 кл.» В. Эванс

Тема: Д. Свифт. «Приключения Гулливера».

1.Знакомство с новыми словами.

8d, WL – 21 (1-10), 8e, WL – 22 (1-10)

2.Биография Д. Свифта.

-Упражнение 1, с. 144

Read the biography and answer the questions.

3.Чтение текста «Приключения Гулливера» и выполнение заданий к нему.

-Упражнение 3, с. 144

Read the text and fill in the gaps (1-6) with the phrases (A – G).

-Упражнение 4, с. 144

Match the highlighted words with their meanings below.

-Упражнение 5, с. 145

Choose the correct word. Check in your dictionaries.

-Упражнение 6, с. 145

Fill in

4.Идиоматические выражения.

-Упражнение 7, с. 145

Fill in

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Задания для дистанционного обучения по предмету «Английский язык» преподаватель: О. В. Порохня Группа 401, 306 вторник, 24.05.22 г...