Задания по ГИА по
предмету «Русский язык»
(сочинение –
рассуждение по предложенному тексту)
III курс
(из сборника текстов
для государственной итоговой аттестации по русскому языку , ХI (XII) классы,
составители: Вылиток С. В., Тимофеева И. В., Волкова О. В., Луганск, 2019 г.)
Группа 101
Текст № 23: Природа
и культура
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или
городу, к родной речи – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается
с малого – с любви к своей семье, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта
любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому
и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
Человек живет
в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает
его жизни, грозит гибелью человечеству. Человечество тратит миллиарды не только
на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту
окружающую нас природу, которая дает людям возможность эстетического и
нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.
Наука,
которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется
экологией. Но ее нельзя ограничивать только задачами сохранения природной
биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная
культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее
существенная. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то
культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни.
Вот, к примеру, после войны в Ленинград вернулось, как известно, далеко не
все довоенное население, тем не менее, вновь приехавшие быстро приобрели те
особые
«ленинградские» черты поведения,
которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в определенной,
сложившейся на протяжении многих веков культурной среде. История открывает ему
окно в мир. Посещать квартиры-музеи, дома-музеи – значит постоянно обогащаться
духовно.
Ненавязчиво
и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений,
входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам,
чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся
неразрывными для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во
времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной
ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться
и возрастать.
Если
человек не любит смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память
о них, оставленную в саду, который они возделывали, – значит, он не любит их.
Если человек не любит старые улицы, старые дома, бывшие «участниками» его
юности, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к
памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
Итак, в
экологии есть два раздела: экология биологическая и культурная, или
нравственная. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы
между природой и культурой.
(387 слов) (По
Д. С. Лихачеву)
Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) –
советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор
филологических наук, профессор, председатель правления Российского фонда
культуры (1986–1993). Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской
литературы и русской культуры.
Группа 106
Текст № 26: Рядом через века
О собаках написано много книг. Человеку всегда, во все времена приносили
помощь четвероногие помощники.
Собака – самое
необыкновенное существо, прошедшее рядом с человеком долгую дорогу через века.
Мы при всем своем разном отношении к собакам редко когда задумываемся об
историческом значении шагания у ноги человека этого замечательного животного.
Много веков
эти два существа идут по пути исторической эволюции бок о бок. Они неразрывно
связаны, практически не могут обходиться друг без друга, и в психологическом
понятии не только зависимы, но и не могут просто существовать один без другого.
И чем более высокого интеллектуального и духовного уровня достигает человек в
своем эволюционном прогрессе, тем ему более необходимо общение и присутствие
другого, не похожего на него существа. Собака воплощает в себе часть
представительства дикой природы. Человек уже не обитает в пещерах, не одевается
в шкуры, не зависит от успеха охоты и вообще свое существование не ставит в
зависимость от природных условий. Человек прошел длительный путь
совершенствования и прогресса, но стал ли он от этого другим? Это все тот же
человек, которому в тяжелую душевную минуту, чтобы обрести внутреннее
равновесие, необходимо положить ладонь на голову безмолвно присутствующего
четвероногого друга и увидеть в ответ глубокий преданный взгляд карих глаз. И
как же бывает несправедлив человек к четвероногому товарищу. Как только собаки
не служили своему кумиру, одевая и кормя его охотой, развлекая и веселя его
своими проделками, отдавая жизнь на поле брани или на столе экспериментатора во
имя спасения все той же человеческой жизни, служа вьючным, ездовым и мясным
скотом. Ни одно животное в мире рядом с человеком не освоило столько профессий,
как собака. И все это только за право жить или находиться рядом со своим
кумиром, за право умереть, глядя на него или получить жалкую подачку из его
рук.
Собака представляет
собой уникальное природное существо. Ему нет равного в животном мире. Только
собака способна добровольно положить свою жизнь на жертвенный алтарь дружбы, не
требуя взамен ничего. Собачья признательность не ослабевает никогда. Это
существо каждый раз расстается со своим хозяином как навсегда и встречает его
даже после минутной разлуки точно так же, как если бы он вернулся из небытия.
Нам
обязательно возразят, что существуют, дескать, собаки агрессивные, откровенно
злые и способные укусить руку, дающую кусок. Существуют. Характер собаки так же
разнообразен, как и у человека. Есть собаки ленивые, самоотверженные, умные и
глупые. Встречаются среди них агрессивные и коварные. Но и за это в ответе только человек. Собака, как в
зеркале, отражает натуру человека, ею владеющего. Владелец собаки всегда получает того питомца, которого
желает заполучить или же которого он не хотел бы заполучить. Человек сам как бы
является границей в формировании собачьего интеллекта. Чем больше общение
собаки с людьми, чем больше времени она проводит в людском сообществе, тем
совершеннее ее умственные способности, ее разумность и сообразительность.
(448 слов) (По
О. Малову)
Олег Малов – известный
охотничий литератор
Группа 108
Текст № 12: Книга – хранитель духовных ценностей
Можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир,
лишенный печатного знака?
На мой
взгляд, эта утрата была бы более невосполнимой, чем исчезновение в нашей жизни
электрического света, ибо потерян был бы важнейший механизм в передаче и
научных знаний, и накопленных всеми эпохами чувств, а человеческий разум
погрузился бы в пучину темноты и нравственного застоя. Мир стал бы удручающе
обеднен, прервались бы нити от одного человека к другому, и, надо полагать, наступило бы время невежества,
подозрительности и отчуждения.
В самом деле, что значит в
жизни человека книга?
Подобно
разговорному языку, книга не только средство общения людей, не только проводник
информации, но самое главное – это инструмент проникновения в окружающую действительность,
взгляд человека на самого себя как на разумную частицу природы.
Вместе с
тем книга – это и констатация всех историй, и одновременно верная память
человечества даже в том случае, если в ней рассказано не о мировых катаклизмах,
решающих судьбу народов, а о проказах молодых людей эпохи Ренессанса, о
похождениях рыцаря Печального Образа Дон-Кихота Ламанчского, о судьбе чиновника
Башмачкина или о страданиях бедного станционного смотрителя и других героев
литературы.
Что знали
бы мы о быте, нравах, умонастроении и характерах людей давно и не так давно
ушедших эпох, если бы это прошлое не было сохранено в печатном знаке, способном
волшебно восстановить биографию человечества во всех ее сложностях, поисках,
заблуждениях, открытиях. Будущее рождается не только из настоящего, оно
рождается и из прошлого, ведь наше современное сознание и наше отношение к
настоящему – это результат всего опыта миллионов живших до нас.
Не будь
возможности разумом и эмоциями пройти по дальним и ближним дорогам истории,
скажем, по трагическому пути Спартака, по задымленной равнине Бородинского
поля, по пропитанным кровью полям сорок первого года, мы оглядывались бы назад,
будто в туман и пустоту.
Книга –
это душеприказчик, безупречный хранитель духовных ценностей всех веков и всех
народов, негаснущий источник света, посланный из детства человечества к нам,
это сигнал и предупреждение, боль и страдание, смех и радость, жизнеутверждение
и надежда, это символ превосходства силы духовной над силой материальной
Книга –
познание развития мысли, философских течений, национально- исторических условий
общества, породивших на разных этапах веру в добро, разум, просветительство,
революционную борьбу под знаменами свободы, равенства и справедливости
социальных отношений.
Человек,
читающий книгу, всматривается во вторую жизнь, как в глубинную сферу зеркала,
ища собственного героя, ответы на собственные мысли, невольно примеряя, скажем,
чужую судьбу и чужое мужество к личным чертам характера, сожалея, сомневаясь,
досадуя, смеясь. Плача, сочувствуя и сочувствуя, – и здесь начинается
воздействие книги. Все это и есть «заражение чувствами», по выражению Льва
Толстого.
В судьбе
почти каждого печатное слово сыграло неповторимую роль, и величайшего сожаления
достоин тот, кто не был в плену серьезной книги, – тем самым укоротил дни своей
жизни, отринув вторую действительность, второй опыт, наконец.
(441 слово) (По
Ю. Бондареву)
Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924
г.) – русский советский писатель и сценарист. Участник Великой Отечественной
войны. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Государственных
премий СССР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий