четверг, 3 февраля 2022 г.

 

Задания для дистанционного обучения

по предмету «Английский язык», «Литература»

преподаватель: О. В. Порохня

Группы 208, 206, 403

четверг, 03.02.22 г.

-Группа 208, литература

Учебник «Литература, 11кл., 2 ч.» О. Н. Михайлов

Тема: Б. Можаев. Повесть «Живой». Проза В. Шукшина.

1.Работа с учебником.

Прочитать и кратко законспектировать материал учебника.

Б. Можаев. Повесть «Живой».

С. 390-392

Повести Б. Можаева «Живой» 91966) и В. Белова «Привычное дело»: глубина и цельность нравственного мира.

Проза В. Шукшина.

Прочитать и составить план – конспект ответа.

В. Шукшин и А. Вампилов: общее понимание сложности современного быта.

С. 401 – 404

2.Ознакомление с дополнительным материалом.

1)Б. Можаев. Жизнь и творчество.

Бори́с Андре́евич Можа́ев (1 июня 1923, село ПителиноЕлатомский уездРязанская губерния — 2 марта 1996Москва) — советский и российский писатель, сценарист.

Биография

Родился 1 июня 1923 года в селе Пителине Рязанской губернии в семье крестьян. В 1940 году, окончив школу, поступил на кораблестроительный факультет института инженеров водного транспорта (Горький). В 1941 году был мобилизован, служил в армии до 1954 года. В 1948 году окончил Высшее инженерно-техническое училище ВМФ в Ленинграде. Будучи курсантом, посещал лекции на филологическом факультете Ленинградского университета. Проходил службу на флоте военным инженером в Порт-АртуреВладивостоке. После демобилизации стал дальневосточным собственным корреспондентом «Строительной газеты», впоследствии работал в «Известиях». Его статьи постоянно публиковали в журналах и газетах.

Публикуется с 1949 года. В 1954 году вышел первый рассказ, в 1955-м — первая книга стихов «Зори над океаном». С 1956 года публикуется в центральной печати (повести «Наледь», «Саня», «Полюшко-поле»). В 1960-х годах написал очерки о сельской жизни «Земля ждёт» (1961), «Земля и руки» и «Эксперименты на земле» (1964).

В 1965 году ездил с Александром Солженицыным в Тамбовскую область для сбора материалов о крестьянском восстании. Протестовал против исключения Солженицына из Союза писателей СССР.

В 1969 году Е. А. Фурцева запретила спектакль «Живой» Театра на Таганке по повести Бориса Можаева.

В 1976 году вышло самое известное произведение писателя — роман «Мужики и бабы». Действие романа, так же как и некоторых других произведений писателя, происходит в (вымышленном) Тихановском районе Рязанской области.

В 1980-х годах опубликованы сборники «Дождь будет» (роман, повести и рассказы), «Надо ли вспоминать старое?» (очерки, эссе, повести и рассказы).

В 1989—1990 годах в издательстве «Художественная литература» вышло четырёхтомное собрание сочинений писателя[1].

В последние годы жизни работал над романом «Изгой», который не успел закончить (первая книга романа опубликована в журнале «Наш современник», № 2, 3 за 1993 год). События романа происходят на Дальнем Востоке в конце 1950-х годов, в его центре судьба военного инженера, затем журналиста Сергея Бородина, сына Андрея Бородина из романа «Мужики и бабы».

Произведения писателя переведены на иностранные языки. По его сценариям сняты фильмы.

Умер 2 марта 1996 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище столицы.

Оценки творчества

Героями своих образно и увлекательно написанных книг Можаев делает своих современников — охотников, сплавщиков леса, колхозников, агрономов, художников, милиционеров и людей многих других профессий. Можаев предпочитает писать о сильных характерах, подчиняя в человеческом и политическом плане своё творчество отрицанию недемократических форм правления и призыву к жизни по совести.[2]

Основные сочинения

Романы

·        «Мужики и бабы» (1-я книга, 1976; 2-я книга, 1987)

·        «Изгой» (1-я книга, 1993; неоконч.)

Повести

·        «Власть тайги» (1954)

·        «День без конца и без края» (1972)

·        «Живой» («Из жизни Фёдора Кузькина») (1966; опубл. 1968)

·        «История села Брёхова, писанная Петром Афанасиевичем Булкиным» (1968; опубл. 1978)

·        «Наледь»

·        «Падение лесного короля»

·        «Полтора квадратных метра» (1970; опубл. 1982)

·        «Полюшко-поле» («Против неба на земле») (1965)

·        «Пропажа свидетеля»

·        «Саня» (1957)

·        «Тонкомер» (1984)

Пьесы

·        «Единожды солгавши» (1966; опубл. 1988)

 

2)Краткое содержание повести Б. Можаева «Живой»

Федору Фомичу Кузькину, прозванному на селе Живым, пришлось уйти из колхоза. И ведь не последним человеком в Прудках был Фомич — колхозный экспедитор: то мешки добывал для хозяйства, то кадки, то сбрую, то телеги. И жена Авдотья работала так же неутомимо. А заработали за год шестьдесят два килограмма гречихи. Как прожить, если у тебя пятеро детей?

Трудная для Фомича жизнь в колхозе началась с приходом нового председателя Михаила Михайловича Гузенкова, до этого чуть ли не всеми районными конторами успевшего поруководить: и Потребсоюзом, и Заготскотом, и комбинатом бытового обслуживания, и проч. Невзлюбил Гузенков Фомича за острый язык и независимый характер и потому на такие работы его ставил, где дел выше головы, а заработка — никакого. Оставалось — уходить из колхоза.

Вольную жизнь свою Фомич начал косцом по найму у соседа. А тут доярки, занятые по горло на ферме, повалили к нему с заказами. Только перевёл Фомич дух — проживу без колхоза! — как заявился к нему Спиряк Воронок, работник никакой, но по причине родства с бригадиром Пашкой Ворониным имеющий в колхозе силу, и предъявил Фомичу ультиматум: или берёшь меня в напарники, заработанное — пополам, и тогда оформим тебе косьбу в колхозе как общественную нагрузку, или, если не согласишься, мы с председателем объявим тебя тунеядцем и под закон подведём.

Выставил Живой незваного гостя за дверь, а на следующий день на покос к Фомичу приехал сам Гузенков и сразу же во все своё начальственное горло: «Ты кто, колхозник или анархист? Почему на работу не выходишь?» — «А я из колхоза ушёл». — «Нет, голубчик. Так просто из колхоза не уходят. Мы тебе твёрдое задание дадим и со всеми потрохами из села выбросим».

К угрозе Фомич отнёсся серьёзно — советские и колхозные порядки он на своей шкуре испытал. В 35-м послали его на двухгодичные курсы младших юристов. Однако не прошло и года, как недоучившихся юристов стали посылать председателями в колхозы. К этому времени Живой уже понимал механику колхозного руководства: тот председатель хорош, который и начальство подкрепит сверхплановыми поставками, и своих колхозников накормит. Но при ненасытности начальства или изворотливость нечеловеческую нужно иметь, или без совести жить. Фомич наотрез отказался от председательства, за что и вылетел с курсов как «скрытый элемент и саботажник». А в 37-м другая беда: на митинге по случаю выборов в Верховный Совет неудачно пошутил, да ещё местного начальника, который силой пытался свести его «куда надо», кинул так, что у начальника аж калоши с хромовых сапог послетали. Судила Фомича «тройка». Но Живой и в тюрьме не застрял, в 39-м написал заявление о желании пойти добровольцем на финскую войну. Дело его пересмотрели и освободили. А пока комиссии заседали, финская война закончилась. Досыта повоевал Фомич на Отечественной, оставил на ней три пальца с правой руки, но вернулся с орденом Славы и двумя медалями.

...Исключали Фомича из колхоза в районе, куда вызвали повесткой. И председательствовал на заседании сам предисполкома товарищ Мотяков, признававший только один принцип руководства: «Рога ломать будем!» — и как ни старался урезонить Мотякова секретарь райкома партии Демин, — все ж таки осень 53-го, другие нужны методы, — а постановило собрание исключить Кузькина из колхоза и обложить его как единоличника двойным налогом: в месячный срок сдать 1700 рублей, 80 кг мяса, 150 яиц и две шкуры. Все, все до копеечки отдам, клятвенно пообещал Фомич, но вот шкуру сдам только одну — жена может воспротивиться, чтобы я с неё для вас, дармоедов, шкуру сдирал.

Вернувшись домой, Фомич продал козу, спрятал ружье и стал ждать конфискационную комиссию. Те не замешкались. Под водительством Пашки Воронина обшарили дом и, не найдя ничего материально ценного, свели со двора старый велосипед. Фомич же сел писать заявление в обком партии: «Я исключён из колхоза за то, что выработал 840 трудодней и получил на всю свою ораву из семи человек 62 кг гречихи. Спрашивается, как жить?» — а в конце добавил: «Подходят выборы. Советский народ радуется... А моя семья и голосовать не пойдёт».

Жалоба сработала. Пожаловали важные гости из области. Нищета Кузькиных произвела впечатление, и снова было заседание в районе, только разбиралось уже самоуправство Гузенкова и Мотякова. Им — по выговору, а Живому — паспорт вольного человека, материальную помощь, да ещё и трудоустроили — сторожем при лесе. Весной же, когда кончилось сторожевание, удалось Фомичу устроиться охранником и кладовщиком при плотах с лесом. Так что и при доме, и при работе оказался Фомич. Бывшее колхозное начальство зубами скрипело, случая поджидало. И дождалось. Однажды поднялся сильный ветер, волной стало раскачивать и трепать плоты. Ещё немного, и оторвёт их от берега, разметает по всей реке. Нужен трактор, всего на час. И Фомич кинулся в правление за помощью. Не дали трактора. Пришлось Фомичу за деньги да за бутылку искать помощника и тракториста — спасли они лес. Когда же Гузенков запретил колхозному магазину продавать Кузькиным хлеб, Фомич отбился с помощью корреспондента. И наконец, третий удар последовал: правление решило отнять у Кузькиных огород. Фомич упёрся, и тогда объявили Живого тунеядцем, захватившим колхозную землю. Устроили в селе суд. Грозило ему заключение. Трудно было, но и на суде вывернулся Живой, сообразительность и острый язык помогли. А тут и судьба расщедрилась — получил Фомич место шкипера на пристани возле своей деревни. Потекла спокойная и неторопливая летняя жизнь. Зимой хуже, навигация заканчивается, приходилось плести корзины на продажу. Но снова пришла весна, а с ней и навигация, приступил Фомич к своим шкиперским обязанностям и вот тут узнал, что пристань его упраздняют — так новое речное начальство решило. Фомич кинулся к этому новому начальству и в качестве оного обнаружил своего заклятого друга Мотякова, вновь воскресшего для руководящей работы.

И снова перед Федором Фомичом Кузькиным встал все тот же вечный вопрос: как жить? Он ещё не знает, куда пойдёт, чем займётся, но чувствует, что не пропадёт. Не те времена, думает он. Не такой человек Кузькин, чтобы пропасть, думает читатель, дочитывая финальные строки повести.

3)В. Шукшин.  Жизнь и творчество писателя.

Васи́лий Мака́рович Шукши́н (25 июля 1929, село СросткиБийский районАлтайский край — 2 октября 1974, станица КлетскаяВолгоградская область) — советский кинорежиссёрактёрсценарист и писательзаслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Лауреат Ленинской премии (1976 — посмертно), Государственной премии СССР (1971) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1967). Член КПСС с 1955 года[4].

Биография

Начало творчества

Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в Алтайском селе Сростки в крестьянской семье. Отец, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933), по документам русский, работал в колхозе «Пламя коммунизма», был арестован на основании 58-й статьи в числе прочих участников «антиколхозного заговора» и расстрелян решением особой тройки, реабилитирован посмертно в 1956 году[5]. Дед по отцу Шукшин Леонтий Павлович (1882—1960)[6]. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова; во втором браке — Куксина) (14 октября 1909 — 17 января 1979), взяла на себя все заботы о семье. Сестра — Наталья Макаровна Шукшина (16 ноября 1931 — 10 июля 2005). После ареста отца и до получения паспорта Шукшин именовался по материнской фамилии Василием Поповым. Местные активисты после ареста отца хотели выселить семью из дома, но мать не подчинилась, и активистам пришлось отступить.

В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не окончил. Вместо этого в 1945 году пошёл работать в колхоз в селе Сростки. В колхозе проработал недолго, в 1946 году покинул родное село. В 1947—1949 годах Шукшин работал слесарем на нескольких предприятиях треста «Союзпроммеханизация»: на строительстве турбинного завода в Калуге, на тракторном заводе во Владимире.

На военную службу Шукшина призвали в 1949 года из посёлка Бутово через Ленинский районный военкомат Московской области. В 1949—1950 годах он служил в переменном составе Учебного отряда в городе Ломоносове Ленинградской области по воинской специальности радист. С июля 1950 года по декабрь 1952 года старший матрос Шукшин проходил службу в 3-м морском радиоотряде Черноморского флота в Севастополе. На Военно-Морском флоте началась и актёрская (Шукшин участвовал в работе драмкружка при клубе воинской части, а в последний год службы был его руководителем) и литературная деятельность Шукшина — именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. 17 декабря 1952 году был комиссован из флота из-за обнаружившейся язвы желудка и вернулся в село Сростки.[7]

В родном селе Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сростинской средней школе № 32. Пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сростинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был директором этой школы[8].

В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать во ВГИК. Чтобы собрать деньги на дорогу, его мать продала корову. Сначала Шукшин подал документы на сценарный факультет, но затем решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году (мастерская Михаила Ромма). Во время учёбы во ВГИКе по совету Ромма Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».

В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде, изобразив выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.

Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме Марлена Хуциева «Два Фёдора». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли. Актёрская карьера складывалась вполне удачно, Шукшин не испытывал недостатка в предложениях от ведущих режиссёров.

1963—1973 годы

В 1963 году Шукшин начал работать режиссёром на ЦКДЮФ. В том же году в журнале «Новый мир» были опубликованы рассказы «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». По их мотивам Шукшин написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живёт такой парень». Съёмки картины начались летом того же года на Алтае и были закончены в 1964 году. В главной роли снялся однокурсник режиссёра по ВГИКу — Леонид Куравлёв. Фильм получил хорошие отклики публики. На режиссёрскую манеру Шукшина, сдержанную и немного простодушную, обратили внимание специалисты.

Первая книга Шукшина — «Сельские жители» — вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что в лучших рассказах книги Шукшин демонстрирует «жизненное чутьё, зоркость, пластичность»: «писатель словно растворён в своих героях, смотрит их глазами»[9].

Василий Шукшин был полон планов, но многим из них так и не суждено было реализоваться. В 1965 году Шукшин начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, но не получил одобрения Госкино СССР. Впоследствии сценарий был переработан в роман «Я пришёл дать вам волю». Сценарий будущего фильма «Точка кипения» также не получил одобрения в Госкино. Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью. Писал он от руки в ученическую тетрадь и обычно по ночам.

Какими только посторонними делами ни обременяла его действительность — и в колхозе-то он работал, и на флоте служил, и в автотехникуме учился, и в школе преподавал, и в фильмах снимался […] и всё бесконечно мотался вдоль и поперёк нашего государства, пока не упёрся в то справедливое убеждение, что его единственное и естественное предназначение — это литература, что его место — это рабочий стол, что его инструмент — это шариковая авторучка и тетрадка за три копейки.

— Вячеслав Пьецух[10]

1973—1974 годы

Могила В. М. Шукшина на Новодевичьем кладбище Москвы

1973—1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене ЛАБДТ режиссёром Георгием Товстоноговым готовилась постановка пьесы «Энергичные люди». В 1974 году Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме С. Ф. Бондарчука. Тем не менее Василия Шукшина уже давно мучили приступы язвы желудка, которые преследовали его ещё с молодости, когда он страдал из-за пристрастия к алкоголю.

Последние годы жизни после рождения дочерей он не притрагивался к спиртному, но болезнь прогрессировала. Ещё на съёмках «Калины красной» он с трудом приходил в себя после тяжёлых приступов[11][12]. 2 октября 1974 года в 3:00 ночи по московскому времени Шукшин скоропостижно скончался на 46-м году жизни во время съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай»[13]. Мёртвым его обнаружил близкий друг Георгий Бурков. Причиной смерти стал инфаркт миокарда.

Похоронен 7 октября 1974 года в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 1, ряд 3). Прощание прошло в Центральном доме кино (с прощальным словом выступили Филипп ЕрмашСергей ГерасимовСтанислав РостоцкийВсеволод СанаевГригорий АлександровЮрий Бондарев).

Проблематика творчества

Герои книг и фильмов Шукшина — это русские люди советской деревнипростые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык.

Один из его первых героев, Пашка Колокольников («Живёт такой парень») — деревенский шофёр, в жизни которого «есть место для подвига».

Некоторых из его героев можно назвать чудаками, людьми «не от мира сего» (рассказы «Микроскоп», «Чудик»). Другие персонажи прошли тяжёлое испытание заключением (рассказы «Сураз», «Приезжий», «Охота жить», повесть «Калина красная»).

В произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое описание русской деревни, его творчество характеризует глубокое знание языка и деталей быта, на первый план в нём зачастую выходят глубокие нравственные проблемы, русские национальные и общечеловеческие ценности (рассказы «Охота жить», «Космос, нервная система и шмат сала»)[18].

4)Рассказы В. Шукшина

Краткое содержание. Шукшин. «Алёша Бесконвойный»

Алеша Бесконвойный – так сельские жители зовут скотника Костю Великова за то, что он никогда не давал согласие на работу в воскресные дни. В этот период Алеша растапливает баню. Один из таких субботних дней и описан в рассказе.

Утром Алеша начинает колоть дрова, нося полено, как будто оно живое. Затем носит воду, заливает в деревянные кадушки и большой котел. Устав, курит, сидя на пороге бани, смотря куда-то вдаль. Топка бани – это целая наука, которую Алеша изучил на отлично. Глядя на разгорающийся огонь, он чувствует тепло трепещущее где-то внутри него.

Ожидая, пока дрова, перегорят, Алеша дома наслаждается чаем и беседует с женой Таисьей. Раньше жена устраивала ругань по поводу того, что Алеша весь день занимается своей баней. После того, как Алеша во время этих стычек дико орал, что не даст свою душу изрезать на куски, она решила молчать.

Попив чаю, Бесконвойный идет в баню, готовит веник и кочергой шуршит головешками. В его душе наступает покой, мысли о суете жизни уходят все дальше.  Постепенно к Алеше медленно приходят мысли о смысле жизни. Насколько ужасна смерть? Можно ли умереть спокойно или нужно беспокоиться? К нему приходят воспоминания о войне. Как однажды он был ранен. В воспоминаниях всплывает случай, как возвращаясь с фронта, он остановился у молодой женщины, которая своими ласками завлекла его, а потом обворовала. Забрала немецкий трофейный ковер, сапоги и гимнастерку. Но за ту ночь Алеша бы сам ей все отдал…

С чистым бельем в руках Алеша стоит и наслаждается прохладным воздухом, чтобы потом лучше чувствовать тепло бани. И вот наступает тот момент, когда вся человеческая злость и суета остаются далеко и распаренный Алеша не спеша парится, негромко напевая частушки. Теплые струи воду текут по телу, доставляя ни с чем несравнимое удовольствие. Алеша не хлещет себя веником, а мягко трясет, чтобы листочки касались кожи, как нежные ладони.

На улице темнеет. Алеша выходит из бани счастливым, обновленным и спокойным человеком. Лежа на постели, он чувствует, что сердце стучит в так вселенной. Суета вечно занятой жены, возвращает Бесконвойного в мир надоевших дел. Банный день закончился…

Рассказ учит быть верным себе и своим принципам.

Краткое содержание рассказа В. Шукшина «Боря»

Автор рассказывает о взрослом мужчине Боре, у которого задержка умственного и психического развития. Его привозят в больницу из-за агрессивного поведения с родителями.  Боря набросился на родителей и кидался стульями, потому что они не купили ему розу. Мыслит Боря, как маленький ребенок. Ждет и у всех спрашивает, приедет ли его мама. В больнице многие знают Борю и относятся к нему доброжелательно и терпеливо по нескольку раз в день отвечают на вопросы о маме.

С приездом Бори автор философствует о месте жалости и уважении в жизни человека. Уважение можно привить, оно появляется вместе с культурой поведения. А что, если отобрать жалость, весь мир развалится и начнется бардак. Природа распорядилась так, чтобы любой человек мог испытывать жалость. Матери переполнены жалостью к своему ребенку, если отобрать у них это чувство, то ничего не останется.

В больнице появляется хамоватого вида парень, который хвастается, как он ударил тещу, жену, соседа. Многие пациенты обходят его стороной. Встретив в коридоре Борю, он скормил ему всю сигарету, говоря, что она сладкая. Парень со смехом всем рассказал об этом. Один старичок рассказал о происшествии медсестре, которая отругала хама, а тот стал кричать на нее не хорошими словами. Медсестра сообщила врачу. Парня выписали из больницы за нарушение режима.  

До автобуса от больницы нужно идти через лес. И когда парень ушел за ворота, за ним пошли четверо мужчин. Вернулись они порванные, грязные, но довольные. Рассказали, как тот пацан угрожал, матерился и качал права.

Жизнь в больнице идет своим чередом. Боря каждый день ходит и спрашивает о маме. Медсестры отвечают, что она немного отдохнет и приедет за ним. Боря где-то внутри верил, что мама обязательно приедет и заберет его.

Рассказ учит терпимее относиться к людям и уметь жалеть их.

-Группа 206, английский язык

Учебник «Английский язык, 11 кл.» В. Эванс

Тема: В аэропорту. Полет на самолете.

1.Знакомство с новыми словами.

8b, WL- 21 (1-10)

2.Выполнение тренировочных упражнений.

-Упражнение 2, с. 140

Match the words to make the collocations.

-Упражнение 3, с. 140

Fill in

3.Чтение диалога и выполнение заданий к нему.

-Упражнение 5, с. 141

Read the first two and the last two exchanges in the dialogue and answer the questions.

-Упражнение 6, с. 141

Read the dialogue. In which order is the passenger asked/told the following? Number the phrases below from 1 to 7.

-Группа 206, литература

Учебник О. Н. Михайлова «Литература, 11 кл., 2 ч.»

Тема: Духовная поэзия Б. Ахмадулиной. А. Камю. «Посторонний».

1. Жизнь и творчество Б. Ахмадулиной.

Бе́лла (Изабе́ллаАха́товна Ахмаду́лина (тат. Белла Әхәт кызы Әхмәдуллина10 апреля 1937МоскваРСФСРСССР — 29 ноября 2010ПеределкиноЛенинский районМосковская областьРоссия) — русский поэт из поколения шестидесятников. Поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2005), Премии Президента Российской Федерации (1999), Государственной премии имени Булата Окуджавы (2004) и Государственной премии СССР (1989).

Поэзия Ахмадулиной органично сочетает модернистские приёмы с классической традицией. Также известна своими эссе и переводами.

По данным СМИ была представлена в 1998 и 2010 годах на соискание Нобелевской премии в области литературы[5][6].

Биография

Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец — Ахат Валеевич Ахмадулин (1902—1979), комсомольский и партийный работник, в годы Великой Отечественной войны гвардии майор, заместитель по политчасти командира 31-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, в дальнейшем начальник управления кадров, заместитель председателя Государственного таможенного комитета СССР. Мать — Надежда Макаровна Лазарева, майор КГБ, работала переводчицей и была по матери племянницей революционера Александра Стопани.

Белла из татарских кровей[7] — начала писать стихи ещё в школьные годы, занималась в литобъединении при автомобильном заводе им. Сталина (ныне — ЗИЛ): свою манеру, по оценке Д. Быкова, «нащупала лет в пятнадцать». Выросла Ахмадулина под чутким присмотром русской бабушки — Надежды Митрофановны Барамовой, человека редкой душевной доброты и бескорыстия. Бабушка много читала, и именно с её голоса, бормочущего «Буря мглою небо кроет…», начался для маленькой Беллы Пушкин. Раннее, довоенное детство Ахмадулиной проходило в центре старой Москвы: Маросейка, Покровка, Чистые пруды. Ученические годы — в школах Колпачного, а потом Лялина переулков. Стихи она начала писать рано, уже в детстве сочиняла «поэмы и повести, романы, драмы, комедии и мемуары», — как вспоминала позже. Среди прочих творений было и собственное продолжение «Горя от ума», но все свои детские опыты она называла «жуткими» и «чудовищными».

Позже она скажет: «Все дальнейшее, к чему я постоянно стремилась, так это страсть к сочинительству: в школе, во дворце пионеров, в литературных студиях и кружках. Здесь уместно сказать: несмотря на то, что сочиняла я просто ужасно, но уже оттуда, из дальней туманной поры, человечество я знаю с лучшей стороны — люди относились к моим занятиям милостиво и благосклонно». Окончив школу, Ахмадулина, не поступившая на журфак МГУ, год работала внештатным корреспондентом многотиражной газеты «Метростроевец».

Печататься начала в 1955 году, ещё до поступления в Литературный институт. Она занималась в литературном объединении, под руководством Евгения Винокурова, при автозаводе им. Лихачева. В мае 1955 года в «Комсомольской правде» появилась подборка стихов участников Литобъединения, в которую вошло и стихотворение Ахмадулиной «Родина». Именно с этого момента начинается отсчет её поэтических публикаций.

Первым её поэтический дар отметил Павел Антокольский[8].

Затем Е. Винокуров, который возглавлял вместе со Степаном Щипачёвым поэтический отдел журнала «Октябрь», где печатал юную Беллу Ахмадулину.

В 1955 году Ахмадулина вышла замуж за Евгения Евтушенко.

В 1957 году Белла подверглась критике в «Комсомольской правде». В 1959 году Б. А. Ахмадулина выступила с письмом к ЦК КПСС с просьбой прекратить травлю в адрес Бориса Пастернака, получившего до этого Нобелевскую премию по литературе за «Доктора Живаго». Никита Хрущёв отклонил эту просьбу.

Исключалась из института (за несданный экзамен по марксизму-ленинизму, по версии родственников — за отказ поддержать травлю Пастернака[9]), потом была восстановлена[10]. Окончила Литературный институт в 1960 году.

Вместе с другими представителями эстрадной поэзии с 1961 г. Ахмадулина выступала перед многотысячной публикой на стадионах[11]. В 1962 г. стараниями поэта Павла Антокольского была издана первая книга Ахмадулиной «Струна», а через два года Василий Шукшин увлёкся Ахмадулиной[12] и снял её в роли молодой журналистки в фильме «Живёт такой парень». По сценариям Ахмадулиной в 1960-е гг. были поставлены фильмы «Чистые пруды» и «Стюардесса».

В 1968 году в ФРГ в эмигрантском издательстве «Посев» вышел том стихов «Озноб». В нём было помещено стихотворение «О, мой застенчивый герой», посвящённое её бывшему мужу, Евгению Евтушенко[13].

В 1970-х годах Ахмадулина посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Она переводила Н. БараташвилиГ. ТабидзеИ. Абашидзе и других грузинских авторов.

В 1977 году Ахмадулина избрана почётным членом Американской академии искусства и литературы.

В 1979 году Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метро́поль». Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку советских диссидентов — Андрея СахароваЛьва КопелеваГеоргия ВладимоваВладимира Войновича. Её заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк Таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки»[10].

В 1989-м — лауреат Государственной премии СССР за стихотворный сборник «Сад» (1987).

Участвовала во многих мировых поэтических фестивалях, в том числе в Международном празднике поэзии в Куала-Лумпуре (1988)[14]. В октябре 1993 года поставила подпись под «Письмом сорока двух» (хотя Андрей Дементьев отрицал подписание данного письма Ахмадулиной[15]). В 1996 и 2003 году была среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу[16][17]. В 2001 году подписала письмо в защиту телеканала НТВ[18].

Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2004 года.

В последние годы Белла Ахмадулина, жившая в Переделкине с мужем, тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь, почти ничего не писала[19][20]. Умерла поэтесса на 74-м году жизни, 29 ноября 2010 года, на даче в Переделкине. По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого криза[21]Президент Российской Федерации Д. А. Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы[22]. Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве[23].

Могила на Новодевичьем кладбище

В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище[24]

Творчество

Основные поэтические сборники — «Струна» (1962), «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого. Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии»[10]. Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове. Перу поэтессы принадлежат 33 поэтических сборника, эссе, очерки. Наряду с ВысоцкимВознесенским, Евтушенко Ахмадулина — легенда советской поэзии эпохи оттепели.

Поэт и литературовед Евгений Степанов полагал, что «Ахмадулина проявила себя как подлинный реформатор стиха, прежде всего, рифмы… У Ахмадулиной практически нет банальных рифм. Все рифмы — неожиданные, новые, не повторяющиеся, почти не встречающиеся у других поэтов»[25].

Поэзия для Ахмадулиной — самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолёт, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. Для её поэзии всё — даже любая мелочь — может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; всё может стать одухотворённым, символичным, как любое явление природы («Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Отчуждённое употребление отдельных слов возвращает им в контексте первоначальный смысл. Не статика, а динамика определяет ритм стихов Ахмадулиной. Поначалу доля необычного в стихах Ахмадулиной была очень велика по сравнению с большинством русских стихов того времени, но затем её поэзия стала проще, эпичнее.

— Вольфганг Казак[26]

Литературовед И. Снеговая, присутствовавшая в 2008 году на Ахматовском вечере с участием Ахмадулиной, выделяет её стихотворения, посвящённые Репино и Комарово, написанные в этих местах. Ощущение прошедшего времени, очарование обликом старых дач и размышления о судьбе их обитателей составляют содержание этих произведений"[27].

И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна – среди стыда
стою с упавшими плечами.

Белла Ахмадулина, 1961[28][29]

Сплошную и сознательную размытость поэзии Ахмадулиной, сходную с импрессионизмом в живописи, отмечает Дмитрий Быков. Усложнённые лабиринтом ассоциативных ходов, трудно запоминающиеся стихи тем не менее оставляют у читателя «ощущение цельного и прекрасного образа, бескорыстного, сочетающего достоинство с застенчивостью, знание жизни — с беспомощностью, забитость — с победительностью». Сквозной темой творчества Ахмадулиной, указывает литературовед, был стыд, который «сопровождал её всю жизнь и диктовался во многом той неупорядоченной, слишком бурной жизнью, какую ей приходилось вести». В этой доминантной теме, полагает Быков, сказывался «всё тот же недостаток творческой воли, заставлявший её иногда длить стихи дальше положенного предела, вступать в лишние отношения, выпивать с ненужными людьми». По мнению биографа, Ахмадулина с присущей ей мучительной греховностью и горьким самоосуждением продолжает поэтическую традицию Бориса Пастернака: обоих лирических поэтов и в жизни, и в стихах роднила высокопарность, выспренность, многословие, учтивость, застенчивость; эти качества, удивляя окружающих в обыденности, были «человеческими чертами среди бесчеловечности, глотком тепла среди ледяного мира»[8].

Песни на стихи Ахмадулиной

Известнейшее стихотворение «По улице моей который год…» было написано Ахмадулиной в 22 года[29][30]. В 1975 году композитор Микаэл Таривердиев положил его на музыку, и романс в исполнении Аллы Пугачёвой прозвучал в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Алла Пугачёва написала музыку к известному стихотворению, название которого «Пришла и говорю (Взойти на сцену)», перешло в одноимённый концертный тур, музыкальный фильм (1985) и впоследствии её 9-й студийный альбом альбом (1987)[источник не указан 207 дней].

На стихотворение 23-летней Ахмадулиной под названием «Прощание» композитор Андрей Петров написал ставший затем популярным романс, известный по первой строке — «А напоследок я скажу». Впервые он прозвучал в мелодраме Э. Рязанова «Жестокий романс» (1984).

3.Прочитать и проанализировать стихотворения Б. Ахмадулиной.

 О опрометчивость моя!
Как видеть сны мои решаюсь?
Так дорого платить за шалость —
заснуть?
Но засыпаю я.

И снится мне, что свеж и скуп
сентябрьский воздух. Все знакомо:
осенняя пригожесть дома,
вкус яблок, не сходящий с губ.

Но незнакомый садовод
разделывает сад знакомый
и говорит, что он законный
владелец.
И войти зовет.

Войти? Как можно? Столько раз
я знала здесь печаль и гордость,
и нежную шагов нетвердость,
и нежную незрячесть глаз.

Уж минуло так много дней,
а нежность — облаком вчерашним,
а нежность — обмороком влажным
меня омыла у дверей.

Но садоводова жена
меня приветствует жеманно.
Я говорю:
— Как здесь туманно...
И я здесь некогда жила.

Я здесь жила — лет сто назад.
— Лет сто? Вы шутите?
— Да нет же!
Шутить теперь? Когда так нежно
столетьем прошлым пахнет сад?

Сто лет прошло, а всё свежи
в ладонях нежности
к родимой
коре деревьев.
Запах дымный
в саду всё тот же.
— Не скажи!—
промолвил садовод в ответ.
Затем спросил:
— Под паутиной,
со старомодной чёлкой длинной,
не ваш ли в чердаке портрет?

Ваш сильно изменился взгляд
с тех давних пор, когда в кручине,
не помню, по какой причине,
вы умерли — лет сто назад.
— Возможно, но — жить так давно,
лишь тенью в чердаке остаться,
и всё затем, чтоб не расстаться
с той нежностью?
Вот что смешно.

2.А. Камю. «Посторонний».

Работа с учебником.

Прочитать и кратко законспектировать материал учебника.

 

А. Камю. «Посторонний»: экзистенциализм и отчуждение.

С. 301 – с. 306

-Группа 403, английский язык

Учебник «Английский язык, 10 кл.» В. Эванс

Тема: Диета для подростков.

1.Знакомство с новыми словами.

6b, WL – 18 (1-10)

2.Диета для подростков. Здоровое питание.

Выполнение тренировочных упражнений.

-Упражнение 1, с. 104

Which of the problems (a-h) above is each person (1-8) below suffering from?

Do you ever suffer from any of these problems? What do you do?

-Упражнение 2, с. 104

Imagine you have one of the problems in ex. 1. Use the language box and discuss, as in the example.

 

 

 

 

 




 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Задания для дистанционного обучения по предмету «Английский язык» преподаватель: О. В. Порохня Группа 401, 306 вторник, 24.05.22 г...