Задания
для дистанционного обучения
по предметам «Английский язык,
«Литература»
преподаватель: О. В. Порохня
Группы
208, 403, 206
четверг,
13.01.22 г.
-Группа
208, литература
Учебник «Литература, 11кл., 2 ч.» О. Н. Михайлов
Тема: Отражение лагерных университетов
в повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
1.Работа с учебником.
Прочитать и кратко
законспектировать материал учебника.
«Лагерные университеты»
Солженицына – путь к главной теме. Повесть «Один день Ивана Денисовича»:
«Лагерь глазами мужика».
С. 286 – 293
2.Ознакомление с
дополнительным материалом.
Краткое содержание повести «Один день
Ивана Денисовича»
Кадр из фильма «Один день Ивана
Денисовича» (1970)
Крестьянин и фронтовик Иван
Денисович Шухов оказался «государственным преступником», «шпионом» и попал
в один из сталинских лагерей, подобно миллионам советских людей, без
вины осуждённых во времена «культа личности» и массовых репрессий.
Он ушёл из дома 23 июня 1941 г., на второй день после
начала войны с гитлеровской Германией, «...в феврале сорок второго года
на Северо-Западном [фронте] окружили их армию всю,
и с самолётов им ничего жрать не бросали,
а и самолётов тех не было. Дошли до того, что строгали
копыта с лошадей околевших, размачивали ту роговицу в воде
и ели», то есть командование Красной Армии бросило своих солдат
погибать в окружении. Вместе с группой бойцов Шухов оказался
в немецком плену, бежал от немцев и чудом добрался
до своих. Неосторожный рассказ о том, как он побывал
в плену, привёл его уже в советский концлагерь, так как органы
государственной безопасности всех бежавших из плена без разбора считали
шпионами и диверсантами.
Вторая часть воспоминаний
и размышлений Шухова во время долгих лагерных работ и короткого
отдыха в бараке относится к его жизни в деревне. Из того,
что родные не посылают ему продуктов (он сам в письме
к жене отказался от посылок), мы понимаем, что в деревне
голодают не меньше, чем в лагере. Жена пишет Шухову, что колхозники
зарабатывают на жизнь раскрашиванием фальшивых ковров и продажей
их горожанам.
Если оставить в стороне
ретроспекции и случайные сведения о жизни за пределами колючей
проволоки, действие всей повести занимает ровно один день. В этом коротком
временном отрезке перед нами развёртывается панорама лагерной жизни, своего рода
«энциклопедия» жизни в лагере.
Во-первых, целая галерея социальных
типов и вместе с тем ярких человеческих характеров: Цезарь —
столичный интеллигент, бывший кинодеятель, который, впрочем,
и в лагере ведёт сравнительно с Шуховым «барскую» жизнь: получает
продуктовые посылки, пользуется некоторыми льготами во время работ;
Кавторанг — репрессированный морской офицер; старик каторжанин, бывавший
ещё в царских тюрьмах и на каторгах (старая революционная
гвардия, не нашедшая общего языка с политикой большевизма в 30-е
гг.); эстонцы и латыши — так называемые «буржуазные националисты»;
баптист Алёша — выразитель мыслей и образа жизни очень разнородной
религиозной России; Гопчик — шестнадцатилетний подросток, чья судьба
показывает, что репрессии не различали детей и взрослых.
Да и сам Шухов — характерный представитель российского
крестьянства с его особой деловой хваткой и органическим складом
мышления. На фоне этих пострадавших от репрессий людей вырисовывается
фигура иного ряда — начальника режима Волкова, регламентирующего жизнь
заключённых и как бы символизирующего беспощадный коммунистический
режим.
Во-вторых, детальнейшая картина
лагерного быта и труда. Жизнь в лагере остаётся жизнью со своими
видимыми и невидимыми страстями и тончайшими переживаниями. В основном
они связаны с проблемой добывания еды. Кормят мало и плохо жуткой
баландой с мёрзлой капустой и мелкой рыбой. Своего рода искусство
жизни в лагере состоит в том, чтобы достать себе лишнюю пайку хлеба
и лишнюю миску баланды, а если повезёт — немного табаку. Ради
этого приходится идти на величайшие хитрости, выслуживаясь перед
«авторитетами» вроде Цезаря и других. При этом важно сохранить своё
человеческое достоинство, не стать «опустившимся» попрошайкой, как,
например, Фетюков (впрочем, таких в лагере мало). Это важно
не из высоких даже соображений, но по необходимости:
«опустившийся» человек теряет волю к жизни и обязательно погибает.
Таким образом, вопрос о сохранении в себе образа человеческого
становится вопросом выживания. Второй жизненно важный вопрос — отношение
к подневольному труду. Заключённые, особенно зимой, работают
в охотку, чуть ли не соревнуясь друг с другом
и бригада с бригадой, для того чтобы не замёрзнуть
и своеобразно «сократить» время от ночлега до ночлега,
от кормёжки до кормёжки. На этом стимуле и построена
страшная система коллективного труда. Но она тем не менее
не до конца истребляет в людях естественную радость физического
труда: сцена строительства дома бригадой, где работает Шухов, — одна
из самых вдохновенных в повести. Умение «правильно» работать
(не перенапрягаясь, но и не отлынивая), как и умение
добывать себе лишние пайки, тоже высокое искусство. Как и умение спрятать
от глаз охранников подвернувшийся кусок пилы, из которого лагерные
умельцы делают миниатюрные ножички для обмена на еду, табак, тёплые
вещи... В отношении к охранникам, постоянно проводящим «шмоны», Шухов
и остальные Заключённые находятся в положении диких зверей: они
должны быть хитрее и ловчее вооружённых людей, обладающих правом
их наказать и даже застрелить за отступление от лагерного
режима. Обмануть охранников и лагерное начальство — это тоже высокое
искусство.
Тот день, о котором повествует
герой, был, по его собственному мнению, удачен — «в карцер
не посадили, на Соцгородок (работа зимой в голом поле —
прим. ред.) бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу (получил
лишнюю порцию — прим. ред.), бригадир хорошо закрыл процентовку (система
оценки лагерного труда — прим. ред.), стену Шухов клал весело,
с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря
и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошёл день, ничем
не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке
от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за
високосных годов — три дня лишних набавлялось...»
В конце повести даётся краткий
словарь блатных выражений и специфических лагерных терминов
и аббревиатур, которые встречаются в тексте.
Заключение
В повести
«Один день Ивана Денисовича» Александр Солженицын изобразил жизнь людей,
которые попали в исправительно-трудовые лагеря ГУЛАГа. Центральной темой
произведения, по определению Твардовского, является победа человеческого духа
над лагерным насилием. Несмотря на то, что фактически лагерь создан для
уничтожения личности заключенных, Шухову, как и многим другим, удается постоянно
вести внутреннюю борьбу, оставаться людьми даже в таких сложных
обстоятельствах.
Советуем
прочесть не только пересказ «Одного дня Ивана Денисовича», но и оценить повесть
в полном варианте.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/books/solzhenicyn/odin-den-ivana-denisovicha
-Группа
208, английский язык
Учебник «Английский язык, 11 кл.» В. Эванс
Тема: Р. Киплинг. Жизнь и творчество. Стихотворение
«Если».
3.Жизнь и творчество Р.
Киплинга.
-Упражнение 1, с. 126
Read the biography of R. Kipling and answer the questions.
-Упражнение 3, с. 126
Read the poem and match the underlined words with their meanings below.
-Группа
403, английский язык
Учебник «Английский язык, 10 кл.» В. Эванс
Тема: Прекрасный день для карнавала
1.Знакомство с новыми словами.
5е, WL
– 16 (1-10)
2.Знакомство с новым теоретическим материалом.
Учимся писать рассказы.
-Упражнение 1, с. 90
Read the theory
box and answer the questions.
-Упражнение 2, с. 90
Read the story and
answer the questions.
-Упражнение 3, с. 91
Which paragraph(s)
develop(s) the story?; set(s) the scene?; end(s) the story?
-Упражнение 4, с. 91
Number the events
in the order they happened (1 – 10).
-Группа
206, английский язык
Учебник «Английский язык, 11 кл.» В. Эванс
Тема: Образование. Твоя будущая профессия.
1.Знакомство
с новыми словами.
7b, WL – 18 (1-10)
2.Выполнение
тренировочных упражнений:
-Упражнение
2, с. 122
Use the verbs in the correct form to complete the
sentences below.
3.Упражнение 3, с. 122
Choose the correct word, then make a sentence using
the other word.
4.Работа
с диалогом:
-Упражнение
5, с. 123
Look at the sentences from the dialogue. What is the
dialogue about?
Complete the dialogue with sentences.
Комментариев нет:
Отправить комментарий